Канадская система среднего
образования делится на государственную бесплатную и платную независимую и
частную. Маленькие канадцы (цифры даны на примере Онтарио) имеют право учиться
бесплатно и 94% (около 2х миллионов) детей и подростков ходят в государственные
школы. Родители остальных 6% (55,000 тысяч) выбирают платное образование,
которое считается привилегированным и качественным в силу наличия меньшего
количества учеников в классах, кружков и факультативов, специализированных
программ, и т.п. Цена начинается от $12 тысяч в год и доходит до $30 тысяч в
год за ребенка.
Платная система школ в
свою очередь разделяется на независимые («independent»), они управляются Попечительским Советом, работают без
получения прибыли, аккредитованы различными профессиональными ассоциациями (CAIS, NAIS, CISOntario), обучение в них идет по
стандартизированной программе, проверяемой Министерством Образования Онтарио, и
на частные (или частные независимые, “private
or private independent”, OFIS, ISAO) школы (под управлением частного лица и возможной аккредитацией
Министерством Образования). Аккредитация позволяет платным учебным заведениям выдавать
своим выпускникам провинциальный аттестат или Диплом о законченном среднем
образовании.
В быту платные школы называют
частными (private) вне зависимости от их вида.
Независимые платные школы отличаются от частных не только по форме управления,
как упомянуто выше, но и по распределению бюджета, когда полученные с учеников средства
целиком идут на расходы по содержанию школы. Основной особенностью независимых
школ Канады, а их всего 79 , в которых обучается около 40 тысяч учеников, является
их структура: будучи созданными около 150 лет назад (самая старшая в 1829 году,
Аппер Канада Колледж (школа для мальчиков) в Торонто) они были не чем иным, как
калькой с британских школ пансионов. И это было сделано не только в плане архитектуры,
религиозной принадлежности, разделении по половому признаку, системе обучения,
но в дублировании многих школьных традиций.
А теперь поговорим об интересных
традициях независимых школ Канады:
· Наличие дневной системы
обучения и интерната-пансиона на территории
школы. От 25 до 75% учащихся в старших классах в таких школах – пансионеры, они живут и учатся на территории школы.
Специальные наставники отвечают за воспитание и здоровый дух подростков. Если
школа совместного обучения, то мальчики и девочки живут в отдельных корпусах.
· Наличие разновозрастных
домов или отрядов по принципу организации домов-отрядов
в книгах о британском волшебнике Гарри Поттере. Такие разновозрастные отряды
сплачивают общину школы, а в будущем расширяют возможности для сотрудничества в
деловых областях для их выпускников. В домах-отрядах проводятся еженедельные встречи и обсуждения
интересных событий, оказывается товарищеская помощь в учебе, организуются соревнования
с другими домами. Каждый дом-отряд имеет свое
название (обычно в честь знаменитого ученика или учителя данной школы), свою цветовую
гамму, свои значки и галстуки. Все учащиеся чувствуют единение и гордость за
свой отряд.
·
Родители получают еженедельное
электронное письмо из школы, где присутствует не только полезная информация, но
и важные сообщения о текущих событиях школы. У учебного заведения есть свой
портал для родителей и учеников. А самые «продвинутые» школы завели
индивидуальные электронные дневники, где вешают не только успеваемость,
посещаемость учащихся, домашние задания, но и локализацию учащихся в школе
вплоть до минуты.
· В каждой независимой
школе в начале или в конце учебного года проводится ежегодная ярмарка. Это воистину
удивительный день, когда не только вся община школы, родители, ученики (бывшие
и настоящие), учителя и их семьи, но и жители окрестного района, собираются на
Праздник школы. Там проходят не только спортивные игры, арендуются аттракционы,
есть вкусная еда, лотерея, фанты и т.п. Такие веселые мероприятия позволяют
людям общаться и получать удовольствие в неформальной обстановке.
· Для новых учащихся, а
также для сплочения коллектива организуются школьные поездки, походы и
экскурсии.
· Наличие Ассоциаций Выпускников
и традиций по помощи в поиске работы и наработке и использованию связей - одна из уникальных особенностей независимых школ. Гордость
за свою Альма Матер, общность в идеях и традициях рождает чувство взаимовыручки
и единения с выпускниками разных годов, а оно в свою очередь позволяет
использовать имя школы не всуе, помогает набирать профессиональный опыт и связи.
В школе проводятся Дни Выпускников не только для ностальгических встреч, но и
для наставничества (mentor) подрастающего
поколения.
· В школах организуются утренние
линейки и собрания, где обсуждаются не только насущные проблемы, но и вечные
вопросы. Приглашаются лекторы и интересные люди для бесед с учащимися.
·
Последний звонок и
традиции, связанные с ним очень тоже интересны. Накануне праздничного дня (обычно
в конце мая) выпускники выдумывают и воплощают в жизнь достаточно безобидные
шутки. Например, в одной школе поменяли в часовне все Библии на развлекательные
журналы. В другой - все деревья около школы были обмотаны туалетной бумагой, в
третьей - выпускники вытащили всю мягкую мебель
в актовый зал и построили из нее лабиринт. Из трогательных традиций – это и обед выпускников с родителями, и последний звонок с
торжественными речами, и линейка с младшими братьями и сестрами, которые еще остаются
учиться в школе.
· Волонтерские поездки и
программы по вовлечению учащихся не только в жизнь школы, города, но и стран
мира достаточно популярны среди учеников. Старшеклассники хотя бы раз за четыре
года посещают одну из стран третьего мира, где занимаются строительством школы,
работают в приюте, или в лагере вожатыми.
· Наличие программы международного
обмена между такими же независимыми школами в разных странах мира позволяет в
достаточно юном возрасте посмотреть мир и побыть независимым. Эта конкурсная
программа позволяет психологически и академически сильным учащимся провести
месяц в другой стране и школе, они живут в гостях, а потом принимают у себя в
ответ нового друга или подругу.
· Школьные памятные
годовые (итоговые) фото книги (year
book) включают
в себя не только фото классов, но и освещают памятные события за год. Учащиеся
обычно расписываются и оставляют пожелания в книгах своих друзей.
·
Животные-талисманы есть
у каждой независимой школы, как и герб, девиз, значки и гимн, как маленькое
государство. Недаром практически все из них называются не школы, а колледжи в соответствии
с британской традицией подготовительных к поступлению в Университет колледжей (preparatory college).
· Наличие школьной формы,
повседневной и парадной, и требования к внешнему виду воспитывают в учащихся
умение следить за тем, как они выглядят. Никаких оторванных пуговиц,
замызганных ботинок, махры внизу штанов, супер коротких юбок и т.п. Внешний вид
регламентирует минимальную косметику и ювелирные украшения для девочек и
аккуратные стрижки для мальчиков.
· Участие в различных
дополнительных конференциях и программах, таких как Модель-Конференция ООН (Model
UN), Премия
Герцога Эдинбургского (Duke of Ed Award)
и т.п.
Канадские независимые школы и пансионы имеют
прекрасную мировую репутацию, в первую очередь по соотношению цены и качества
образования. Воспитание гармоничных образованных личностей, умеющих не только
«ямб от хорея отличить», но и разговаривать свободно на нескольких иностранных
языках, разбираться в математических задачках, препарировать лягушек и
человеческие души, - это специализация
независимых канадских колледжей по взращиванию младого поколения. Может быть, Ваш подросток захочет учиться в
одном из них?
Цитата недели: «Если ваш план максимум рассчитан
на год, - то выращивайте рис. Если Ваш план максимум рассчитан на десять лет, - то выращивайте
деревья. Если Ваш план максимум рассчитан на сто лет, - то выращивайте
детей.» Конфуций. «If
your plan is for one year plant rice. If your plan is for ten years plant
trees. If your plan is for one hundred years educate children.» Confucius.
Комментариев нет:
Отправить комментарий