понедельник, 8 июля 2013 г.

Школы раздельного обучения в Канаде: в чем их особенности?



Нам с детства знакомо стихотворение Маршака ( и песенка в исполнении Клары Румяновой) «Из чего только сделаны мальчики?» (и девочки). Если первые грязнули, драчуны и забияки, то вторые прелестницы, чистюли и эстетки. Что разумеется только подтверждает, что  различия полов и их особенности, всегда были в центре внимания. Рассуждая об образовании, уже давно доказано, что мальчики и девочки постигают учебные дисциплины различными методами и физиологически развиваются и взрослеют разными темпами.
Как часто мы слышали выражение «девочки не сильны в математике и спорте, а мальчики заваливают гуманитарные предметы». В школе раздельного обучения никаких предвзятостей и предубеждений, основанных на превосходстве одного пола над другим, не существует. В школе для мальчиков или девочек смотрят на индивидуальные способности конкретного ученика или ученицы, а не его или ее половую принадлежность.

Платные независимые школы Канады основаны на британской системе частного образования в лучших традициях «Старого Света». При этом первоначально разделение школ на «мальчиковые» и «девчачьи» было основано на религиозности образования. Теперь лучшие независимые школы деноминационны и признают различные религии. В системе канадского независимого образования существует выбор: раздельное или совместное обучение. Правда,  в пансионах школ совместного обучения проживание мальчиков и девочек, разумеется, организовано раздельно.
Возникает вопрос, почему же школы раздельного и совместного обучения существуют до сих пор? Дань ли это традиции или научно-обоснованная необходимость в том или другом варианте обучения детей? Мне кажется, что наличие двух систем дает возможность родителям выбрать учебное заведение для их ребенка, основываясь на образовательных и воспитательных целях, на талантах и психологических и физиологических особенностях ученика. Я знаю несколько мам, окончивших «девчачьи» школы и решивших в одном случае не отдавать, а в другом отдать туда своих дочерей.

В Канаде осталось не так много платных независимых школ раздельного обучения. В 50 и 60 годы 20 века не только в СССР произошло слияние однополых школ в образовательные учреждения совместного обучения, но и в Канаде. Это было связано не только с данью современной образовательной моде и новым веяниям, но и с социальной, педагогической и экономической необходимостью.
История школ раздельного обучения уходит своими корнями в историю образования в Древней Греции. Нынешние канадские школы для мальчиков и девочек основаны на многовековой традиции Англии и Шотландии по обучению и воспитанию подрастающего поколения из обеспеченных семей.

Современные канадские школы раздельного образования предлагают дневную форму обучения и пансион (интернат) с проживанием на кампусе. Независимые школы (управляемые выбранным Попечительским Советом), созданные более века назад, имеют достаточный сберегательный фонд, который используется для привлечения талантливых студентов предоставлением им стипендий. Стипендии бывают двух типов: стипендии или финансовая помощь по необходимости (bursary) и стипендии по интеллектуальным/академическим и/или спортивным достижениям (scholarships). Суммы стипендий определяются приемной комиссией и зависят от разных факторов (результаты академических тестов, участие в спортивных командах и индивидуальные спортивные результаты, а также совокупный доход родителя или родителей).
Ниже мы рассмотрим преимущества и недостатки школ раздельного обучения.

Преимущества школ раздельного обучения заключаются в следующем:
1.                    Отсутствие у учащихся предубеждений при выборе учебных занятий, предметов, кружков и факультатив, а также отсутствие предпочтений для участии в том или ином спорте только потому, что он предназначен для девочек или мальчиков. Мальчики могут танцевать, а девочки заниматься моделированием робототехники. Девочки могут играть в хоккей на льду, а мальчики в хоккей на траве. Школы раздельного обучения предоставляют широкий спектр обязательных предметов и разнообразных факультативов: от кружка ораторского искусства до академической гребли, от усложненной математики до постановки спектаклей и мюзиклов.

2.                    Наличие специализированных программы для обучения и усвоения материала, основанные на особенностях физиологического развития (например, развитие неврологической системы и мозга) и сроках полового развития мальчиков и девочек.
3.                    Более уверенное  участие в учебных и спортивных мероприятиях без оглядки на противоположный пол и без желания понравиться или угодить.
4.                    Возможность попробовать новое и неизведанное без оглядки на стереотипы или противоположный пол.
5.                    Наличие учебного и наставнического коллектива, специализирующегося на работе с мальчиками или девочками. Именно поэтому такие слоганы, как «девчонки могут все» или «мы знаем мальчишек» отражают философию школ раздельного обучения.


Ниже поговорим о возможных недостатках школ раздельного обучения:
1.                    Наличие учащихся одного пола может неблагоприятно влиять на социальную среду и взаимоотношения среди детей и тинэйджеров, особенно среди девочек, где могут возникнуть проблемы травли, буллинга или моббинга, клановость и клики. (Сразу хочу заметить, что в школах ведутся объяснительные беседы о предотвращении травли среди учащихся, а также существуют строгие правила и инструкции в случае инцидента.)
2.                    Отсутствие опыта в общении полов в течении учебного дня и участие в учебном процессе: работа в команде, использование логического мышления.
3.                    Умышленное отделение мальчиков и девочек может создать дискомфорт и конфликт между социальной средой подростков и их желанием в общении с противоположным полом, результатом которого может быть различные эксессы в поведении.


            Школы для мальчиков и девочек подойдут не каждому ребенку (или родителю).  И, наверное, нет и не будет единого мнения по вопросу, какая же школа или система является самой лучшей, - раздельного или совместного обучения. Нам, родителям, важно понять, что в какую бы школу ни ходил ваш ребенок, важно, чтобы ему было там интересно и безопасно, чтобы его внутренний потенциал развивался, чтобы его уверенность в себе росла, чтобы его тело крепло, а интеллект получал постоянную пищу для работы, чтобы они выросли счастливыми и успешными. И мальчики и девочки!

Комментариев нет:

Отправить комментарий