Как часто мы слышали выражение «девочки не сильны в
математике и спорте, а мальчики заваливают гуманитарные предметы». В школе
раздельного обучения никаких предвзятостей и предубеждений, основанных на
превосходстве одного пола над другим, не существует. В школе для мальчиков или
девочек смотрят на индивидуальные способности конкретного ученика или ученицы,
а не его или ее половую принадлежность.
Платные независимые школы Канады основаны на
британской системе частного образования в лучших традициях «Старого Света». При
этом первоначально разделение школ на «мальчиковые» и «девчачьи» было основано
на религиозности образования. Теперь лучшие независимые школы деноминационны и
признают различные религии. В системе канадского независимого образования
существует выбор: раздельное или совместное обучение. Правда, в пансионах школ совместного обучения
проживание мальчиков и девочек, разумеется, организовано раздельно.
Возникает вопрос, почему же школы раздельного и
совместного обучения существуют до сих пор? Дань ли это традиции или научно-обоснованная необходимость в том или другом варианте
обучения детей? Мне кажется, что наличие двух систем дает возможность родителям
выбрать учебное заведение для их ребенка, основываясь на образовательных и
воспитательных целях, на талантах и психологических и физиологических
особенностях ученика. Я знаю несколько мам, окончивших «девчачьи» школы и
решивших в одном случае не отдавать, а в другом отдать туда своих дочерей.
В Канаде осталось не так много платных независимых
школ раздельного обучения. В 50 и 60 годы 20 века не только в СССР произошло
слияние однополых школ в образовательные учреждения совместного обучения, но и
в Канаде. Это было связано не только с данью современной образовательной моде и
новым веяниям, но и с социальной, педагогической и экономической
необходимостью.
История школ раздельного обучения уходит своими
корнями в историю образования в Древней Греции. Нынешние канадские школы для
мальчиков и девочек основаны на многовековой традиции Англии и Шотландии по
обучению и воспитанию подрастающего поколения из обеспеченных семей.
Современные канадские школы раздельного образования
предлагают дневную форму обучения и пансион (интернат) с проживанием на
кампусе. Независимые школы (управляемые выбранным Попечительским Советом),
созданные более века назад, имеют достаточный сберегательный фонд, который
используется для привлечения талантливых студентов предоставлением им
стипендий. Стипендии бывают двух типов: стипендии или финансовая помощь по
необходимости (bursary) и стипендии по
интеллектуальным/академическим и/или спортивным достижениям (scholarships). Суммы стипендий определяются приемной комиссией и
зависят от разных факторов (результаты академических тестов, участие в
спортивных командах и индивидуальные спортивные результаты, а также совокупный
доход родителя или родителей).
Ниже мы рассмотрим преимущества и недостатки школ
раздельного обучения.
Преимущества школ раздельного обучения заключаются
в следующем:
1.
Отсутствие у учащихся предубеждений при выборе учебных занятий,
предметов, кружков и факультатив, а также отсутствие предпочтений для участии в
том или ином спорте только потому, что он предназначен для девочек или
мальчиков. Мальчики могут танцевать, а девочки заниматься моделированием робототехники.
Девочки могут играть в хоккей на льду, а мальчики – в хоккей на траве. Школы раздельного обучения
предоставляют широкий спектр обязательных предметов и разнообразных
факультативов: от кружка ораторского искусства до академической гребли, от усложненной
математики до постановки спектаклей и мюзиклов.
2.
Наличие специализированных программы для обучения и
усвоения материала, основанные на особенностях физиологического развития (например,
развитие неврологической системы и мозга) и сроках полового развития мальчиков
и девочек.
3.
Более уверенное
участие в учебных и спортивных мероприятиях без оглядки на
противоположный пол и без желания понравиться или угодить.
4.
Возможность попробовать новое и неизведанное без оглядки
на стереотипы или противоположный пол.
5.
Наличие учебного и наставнического коллектива,
специализирующегося на работе с мальчиками или девочками. Именно поэтому такие
слоганы, как «девчонки могут все» или «мы знаем мальчишек» отражают философию
школ раздельного обучения.
Ниже поговорим о возможных недостатках школ
раздельного обучения:
1.
Наличие учащихся одного пола может неблагоприятно влиять
на социальную среду и взаимоотношения среди детей и тинэйджеров, особенно среди
девочек, где могут возникнуть проблемы травли, буллинга или моббинга, клановость
и клики. (Сразу хочу заметить, что в школах ведутся объяснительные беседы о
предотвращении травли среди учащихся, а также существуют строгие правила и
инструкции в случае инцидента.)
2.
Отсутствие опыта в общении полов в течении учебного дня и
участие в учебном процессе: работа в команде, использование логического
мышления.
3.
Умышленное отделение мальчиков и девочек может создать
дискомфорт и конфликт между социальной средой подростков и их желанием в
общении с противоположным полом, результатом которого может быть различные
эксессы в поведении.
Школы для мальчиков и
девочек подойдут не каждому ребенку (или родителю). И, наверное, нет и не будет единого мнения по
вопросу, какая же школа или система является самой лучшей, - раздельного или совместного обучения. Нам, родителям,
важно понять, что в какую бы школу ни ходил ваш ребенок, важно, чтобы ему было
там интересно и безопасно, чтобы его внутренний потенциал развивался, чтобы его
уверенность в себе росла, чтобы его тело крепло, а интеллект получал постоянную
пищу для работы, чтобы они выросли счастливыми и успешными. И мальчики и
девочки!
Комментариев нет:
Отправить комментарий