Диалоги с Платоном Паней: С кружкОм или без кружкА?
С наступлением нового учебного года
родители задумываются о кружках и факультативах, куда стоит записать их чадо. При
огромном многообразии не только кружков, но и советов о необходимости раннего и
дополнительного развития, как сделать правильный выбор? Все мы помним стихотворение
Агнии Барто «Болтунья» про драмкружок и кружок по фото. Вопросов много,
давайте, рассмотрим самые животрепещущие.
- Вопрос: Какие существуют критерии выбора дополнительных
занятий:
- Ответ:
При выборе кружка стоит учитывать:
· Интерес ребенка
· Родительское мнение
· Полезность на будущее (как
хобби или профессиональное развитие)
· Перспективность на будущее
(для поступления в ВУЗы)
· Общее, интеллектуальное и
физическое развитие.
- Вопрос: Стоит ли выбирать занятия, основываясь на
родительском мнении или на интересах ребенка?
- Ответ:
Наверное, оба критерия имеют право на существование. При это надо следить за
процессом. Если ваш ребенок ходит на кружок как «на каторгу», то не стоит в нем
убивать интерес к дополнительным занятиям. Не всем нравится фигурное катание, так
может, Вашему ребенку подойдет хоккей?
· Прислушивайтесь к Вашему
ребенку. Развивайте не только его таланты, но и его слабые стороны. Мои
знакомые отдали своего маленького «Паскаля» в школу изобразительных искусств
именно потому, что мальчик жил и дышал только математикой. Они решили, что его
талант никуда от него не убежит, а вот дисциплины искусства могут пройти мимо.
· Пробуйте, как можно
больше. Часто кружки предлагают пробное бесплатное занятие.
· Разговаривайте с другими
родителями .
· Спросите, а что хочет ваш
ребенок?
· Ищите отзывы о педагоге,
ведущем те или иные занятия.
- Вопрос: В чем различия между
факультативами, секциями и кружками? Какова их классификация?
- Ответ: Кружки и факультативы являются дополнительными
занятиями, при этом факультативы – занятия академического
плана, направленные на развитие интеллекта. Кружки предполагают прикладное
обучение. При этом еще существуют спортивные секции и команды.
Классификация
дополнительного образования:
· Художественное образование
и музыкальное, театральные постановки
· Спортивное (для общего
развития и как начало спортивной карьеры)
· Прикладное (вышивка,
готовка и т.п.)
· Интеллектуальное/образовательное
(шахматы, продвинутые занятия по школьным предметам)
· Техническое/Математическое
(моделестроение, компьютеры)
· Помощь в учебе/подтягивание
по предметам, репетиторство
- Вопрос: Зачем моему ребенку все эти кружки, факультативы
и дополнительные занятия?
- Ответ:
Каждый родитель решает для себя, зачем его дитю все эти кружки, это «таскание»
после школы, эти финансовые затраты. Дети – удовольствие не из
дешевых, не только по финансовым, но и по моральным затратам. Зачем же мы,
родители, отдаем их на кружки?
· Развитие и поиск талантов
· Для того, чтобы ребенок «занялся
делом» и у него не было лишнего времени на дурные мысли и поступки.
· Для того, чтобы ребенок
был в хорошей компании мотивированных и заинтересованных людей.
· Возможность получения
стипендии в ВУЗе в Северной Америке. Я знаю мальчика, который занимался академической
греблей в команде своей канадской независимой школы. Четыре года подъема в 5
утра, стертые в кровь ладони, но он первым уже в феврале получил подтверждение
на поступление со стипендией из Гарварда. При этом его оценки были в районе
90%, а его друзья «умники» с 95% и выше не знали, приняли их или нет до самой середины
марта.
-
Вопрос: Если не нравится занятие, то можно ли его бросать до окончания курса?
- Ответ:
Вопрос достаточно сложный. Наверное, надо посетить и поучаствовать в нескольких
занятиях, спросить у ребенка, что ему нравится и не нравится, обсудить вместе, а
потом уже решать.
- Вопрос: Есть ли необходимые кружки?
- Ответ:
Да, такими я считаю обучение плаванию, как необходимому навыку выживания на
воде. Основы ИЗО, театрального и музыкального искусства. Так же спортивная
секция минимум раз в неделю важна для современных детей, ведущих в основном
сидячий образ жизни.
Совет: занимайтесь сами со своим ребенком дома в
свободное время. Для лепки и рисования на начальном этапе понадобится совсем
немного: сами материалы, бумага, несколько газет, место в квартире и кусочек
Вашего драгоценного времени.
- Вопрос:
Не засмеют ли сына на танцах, а дочку на борьбе?
- Ответ: У дополнительных занятий существуют гендерные
стереотипы. Чисто «девчачьими» занятиями считаются балет, гимнастика, фигурное
катание. Мальчики, конечно, занимаются в этих кружках, но их там меньшинство. А вот борьба, хоккей традиционно считались
«мальчиковыми». Если Ваш ребенок хочет заниматься чем то нестандартным, почему
бы не попробовать? Он может стать следующим Барышниковым.
- Вопрос: Все мои знакомые отдали детей на теннис, гольф и
др., стоит ли идти на поводу моды, несмотря на большие финансовые затраты?
- Ответ:
Существует шкала престижности для дополнительных занятий. Теннис, конный спорт
или горные лыжи считаются более престижными, чем бадминтон или моделестроение.
И объясняется это в первую очередь финансовыми затратами на тот или иной спорт
и его популярностью и имиджем в обществе. Руководствуйтесь не тем, куда ходит
соседский сын, а тем, что ваш сын хочет заниматься именно теннисом. Наверное,
стоит попробовать? Часто школы предлагают бесплатный урок, а, если ребенку
понравится, то оборудование можно купить б/у, дети же растут быстро.
- Вопрос:
Оправдывает ли цель потраченные средства материального и физического плана?
- Ответ:
Кружки занимают не только много времени, но и являются достаточно большой
статьей расходов. Ребенок должен понимать, что его дополнительные занятия – это
статья семейных расходов. И это не только деньги, но и время родителей. Родители могут вкладывать в детей как можно
больше, надеясь, что цель - воспитание органичной и счастливой личности -
оправдает средства.
В Канаде кружки бывают:
· бесплатными при
государственной школе (или за символическую плату)
· за небольшую плату при
районном центре общины (community center)
· платные частные
· частью учебной программы
при независимых платных канадских школах.
Независимые платные школы Канады похожи на «дворец
пионеров»: все в одном месте: кружки, факультативы, клубы по интересам,
музыкальные ансамбли и спортивные команды, где воспитание духа, интеллекта и
тела взаимосвязаны. Участие в спортивных командах является частью учебного
процесса, при этом ребенок с любой физической подготовкой сможет участвовать в
команде. Команды делятся по уровню подготовки участников. А дополнительные
занятия могут быть совершенно разные: от клуба испанского языка до кружка
садоводов, от настольного тенниса до лакросса и американского футбола. Баланс
академической программы и дополнительной является неотъемлемой частью обучения
в лучших независимых школах Канады для воспитания и образования гармоничной в
духовном, интеллектуальном, социальном и физическом плане личности.
-
Вопрос: Сколько кружков много или мало?
- Ответ:
Не стоит забывать о балансе школы, кружков и «детства». Главное в воспитании - это не
навредить, не погасить искорку интереса вечного познания во благо личностного
развития. Иногда один кружок по лепке гораздо полезнее, чем «драмкружок, кружок
по фото», хор, кружок по рисованью, хоккей, бейсбол, баскетбол…
Комментариев нет:
Отправить комментарий