Мать-И-матика в Канаде и предметы науки (science)
Да, простят меня читатели, но я воспользуюсь своим служебным положением и поздравлю самую лучшую девочку в мире и по совместительству мою дочку с 14-летием.
Впервые за ее одиннадцатилетнюю школьную карьеру (она начала подготовительную группу в 3 года) мы не понесем в школу кексики или капкейки, традиционное канадское угощение от именинника для одноклассников. В старшей канадской школе (с 9 по 12 классы) не существует класса, а предметы учениками выбираются из обязательного и свободного списка. Таким образом ученики могут посещать разные предметы в зависимости от их желаний, талантов и образовательного будущего.
1. Канадское среднее образование достаточно легонькое, невесомое и не затратное по времени, которое тратится на выполнение домашних заданий по сравнению с тем же уровнем российских образовательных реалий. Практически до 9 класса, старшей школы второй ступени (senior high school or high school) обучение ведется в прикладной форме.
На этапе начального образования достаточно много используется небольших заданий по математике, задачек на логику и мышление. Школьники 70-х и 80-х, помните, домашку на лето после окончания второго класса? Да, это было выучить таблицу умножения до 10. Боже, как же я ее «заМучивала»! А когда ее выучили мои дети, - я даже и не знаю. Зубрежки не было, они постепенно отрабатывали ее на уроке, а дома на задачках закрепляли.
2. Еще одно отличие – это отсутствие учебников дома. Ученик часто держит их в классе или в специальном шкафчике, а на дом ему выдается несколько страничек ксерокопий со свеженькой темой для домашней работы. Мои дети таскают домой неподъемные глыбы учебников разве что на выходные. Некоторые покупают два комплекта учебников и один хранится дома, а другой в школе (часто они б/у).
3. Третье и основное различие канадской и российской школы – это практически отсутствие домашних заданий и тетрадок. Ребенок обычно носит домой листочки и хранит их в специальной папке. Ох, вот организация этой папки иногда влияет на оценку по предмету. Школа же не только обучает ребенка знаниям, но и воспитывает.
4. Канадское среднее образование несет на себе чисто практическую функцию обучения и воспитания детей. При этом основное отличие заключается в старшей школе и в процессе поступления в ВУЗы.
ВНИМАНИЕ: Очень важно в конце 8 класса примерно представлять, в каком образовательном направлении Ваш ребенок будет двигаться и пойдет ли он учиться в ВУЗ. Выбор и сдача основных и неосновных кредитов определяет дальнейший выбор не только учебного заведения, но и программы. Например, профессия специализированной медсестры (4 года обучения на программу бакалавра) требует изучения курсов/кредитов по математике.
Несмотря на то, что математика в Канаде достаточно легкая, если детям нужна помощь, то они могут обратиться за ней к учителю разово или подтянуть знания в многообразных частных репетиторских центрах (Oxford Learning Centre, Kumon, Sylvan Learning Centre – одни из самых известных франчайзингов) или у частного преподавателя. Позаниматься углубленно можно на специальной программе в школе «Spirit of Math».
Традиционные алгебра, геометрия, статистика и т.п. начинаются уже как выборочные кредиты в 10 или 11 классе.
А теперь поговорим о том, что такое «сайнс» «science» или наука и с чем ее едят? Русскоговорящие канадские мамашки впадают в ступор при ознакомлении со школьной программой их чад. У ребенка нет ни химии, ни биологии, ни физики, а есть какой то странный предмет «наука» или «science». Наука как школьный предмет в Канаде - это интегрированная программа познания окружающего мира и дисциплин его изучающих через практические эксперименты, исследования и т.п.
В течении учебного года дети будут изучать все научные дисциплины от познания окружающей среды и до физики, биологии с химией в рамках одного предмета «наука». Логично, не правда ли? А углубленно взять ту же химию или биологию можно будет в старшей школе как кредит, на программе Международного Бакалавриата или как курс повышенной сложности (Advanced Placement или AP).
Примеры проектов и экспериментов:
• Выращивание росточков из семян. Мой сын так растил помидорки, а дочка - цветы. При этом были контрольные растения, растущие с различным количеством удобрений и света.
• Обзор погоды. Дети вели журнал и анализировали температуру и внешние показатели (снег, дождь, изморозь на окне машины и т.п.).
• Постройка социо-экономической модели/диаграммы современного общества в наглядном соотношении богатых и бедных районов и расположении инфраструктур.
• Строительство моста из палочек. По условиям задачи по физике мост должен выдержать определенные нагрузки. Нагрузкой выступали гирьки на веревочке разной массы и привязанные в разных местах опоры моста.
• Оригами: традиционное японское искусство на канадский лад. Нужно посчитать все геометрические фигуры, получаемые при складывании бумаги
• Рычаги, их виды и работа. На примере элементарных конструкций рычагов дети изучали работу лифта, лебедки, подъемников, конвейеров и т.п. При этом они сами построили основные виды рычагов.
• Ветряная и водяная мельницы и их работа. Строятся модели и опробываются, а результаты записываются и анализируются.
ВОПРОС: А какие проекты и задания делают Ваши школьники?
Традиционно в школах проводятся научные ярмарки (Science Fair) с удивительно интересными темами и проектами. Дети (а обычно проект выполняется в группе, что развивает не только учебные, но и социальные навыки) выбирают тему, строят эксперимент, наблюдают за процессом и делают выводы. В конце все проекты выставляются в большом зале для родителей и судей.
СОВЕТ: иногда родители пытаются делать такие проекты за своего ребенка, чтобы он получил высшую оценку. Разумеется, помощь и наводящие вопросы не помешают, но дайте Вашему ребенку шанс сделать такой проект самостоятельно. Моя помощь обычно заключается в закупке материалов по списку.
Платная независимая школа предложит Вашему ребенку:
• Специальный учебный центр с штатными психологами и педагогами, где ребенку помогают не только с домашними заданиями, но и с поиском решения социально-психологических проблем (будь то сложности в работе в группе над проектом, смерть в семье или развод родителей).
• Уроки по «науке» будут проходит в специально оборудованных лабораториях, где будут проводится различные эксперименты.
• Специализированные программы, углубленное изучение материала, наличие новейшего оборудования и технологий.
• Коллектив учащихся, настроенных на учебу и познание нового.
Наука в обычной жизни:
1. В магазине попросите Вашего малыша набрать Вам определенное количество яблок разного цвета.
2. Разведите небольшой садик и изучайте биологию в действии.
3. Придумывайте небольшие проекты на выходные. Например, построить канадского инукшука (индейский знак-оберег, похожий на человечка, для животных,) из небольших камешков.
4. Постройка плота из пластиковых бутылок или кораблика из палочек.
5. Смешивая разные краски, какие цвета получаются и почему?
6. Что случится, если из у Вас будет сода, уксус, пустая пластиковая бутылка и воздушный шарик.
Не забывайте о безопасности при проведении экспериментов и не оставляйте детей одних. Помогайте им в проведении опыта или эксперимента и сдерживайте себя от желания сделать за своего мамсика все побыстрее, потому что он так долго копается. А наградой Вам будут его глаза и радостные крики «Эврика!».
Только сейчас, наблюдая за моими детьми и их успехами (и неудачами) в канадской школе я понимаю, что математика и наука – это не просто учебные дисциплины, но и часть окружающего мира, в котором мы живем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий