понедельник, 20 мая 2013 г.

Волонтерство школьников в Канаде: зачем, где и как?


   
Волонтерство, как вид безвозмездной деятельности существовал испокон веков. На Руси, например, - это была помощь погорельцам или сиротам. В СССР мы и старикам не забывали, и занимались товарищеским репетиторством, и вторсырье собирали, а движение тимуровцев зародилось на страницах повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и распространилась по всей стране. Студенты советских вузов и люди постарше помнят и овощные базы, и субботники, и поездки на картошку.
            Волонтерство или работа на добровольных началах это безвозмездная деятельность выполнения различных функциональных задач, за которые может быть предусмотрена оплата, если выполняется по контракту трудового найма. Волонтерство не предусматривает оплаты ни в каком формате (будь то денежный, бартер или «продуктами»).
            Возникает логичный вопрос, что такое волонтерство и почему оно так важно в воспитании личности? Зачем и чем так важно волонтерство для канадских школьников?
            Это следующие факторы:
·      воспитание независимости и личностный рост;
·      возможность применить различные навыки в деле;
·      возможность попробовать новые навыки и разные профессиональные области;
·      можно познакомиться с новыми интересными людьми;
·      можно узнать о новых традициях и национальностях;
·      получить положительный опыт;
·      приобрести опыт взросления.
            Для получения аттестата или диплома о среднем образовании канадский школьник (Онтарио) должен иметь минимум 40 часов на добровольной основе или получить, так называемые, часы работы в общине (community hours). Такие часы можно отработать практически в любой области и организации, где принимают волонтеров, или в самой школе, помогая организовывать мероприятия, быть безвозмездным репетитором и т.п.
           
ГДЕ же канадский старшеклассник (с 9 по 12 класс) может узнать о волонтерских позициях? Такой информацией владеют:

·      школьный консультант по профориентации (guidance counselor)
·      специальные нон-профит (non-profit) организации (работающие без получения прибыли); Habitat for Humanity, Free the Children (and Me to We), animal shelters, shelters for teens in distress and abused women and children;
·      больницы, крупные учреждения и организации ( Art Gallery, museums, Ballet, Opera);
·      лагеря летнего отдыха, кружки и факультативы как безвозмездный помощник или ассистент (например, моя дочка (пройдя специальный процесс отбора*) помогала детям, осваивающим азы катания на коньках, на групповых занятиях).
           
            Критерии в процессе отбора волонтеров могут быть следующие:
·      рекомендация школьного консультанта по профориентации или профильного учителя;
·      медицинское освидетельствование (сертификат здоровья), наличие аллергий и т.п. Например, если у Вашего подростка аллергия на шерсть, то ему будет достаточно проблематично работать в приюте для животных;
·      наличие определенных навыков у волонтера (знание компьютерных программ и т.п.);
·      наличие сертификатов (первой медицинской помощи, основ вожатых, азы плавания и безопасного поведения на воде для вожатых, например);
·      физическая и психологическая подготовка (например, для поездок в страны третьего мира для строительства школ и т.п. с организацией «Habitat for Humanity» (среда обитания для человека);
·      наличие прививок (обязательных и дополнительных).


            ВАЖНО: подростки, руководствуйтесь разумными правилами безопасности при выборе волонтерской позиции. Не печатайте объявление или ищите позиции в газете или интернете, не ходите по чужим домам, не назначайте встречу с неизвестной организацией или с индивидуумом.
            Именно подростки в Канаде в своем большинстве планируют и подаются на те или иные волонтерские позиции, а их (а не родительский) выбор и предпочтение могут привести школьников в самые разные места: от Банка Еды и сортировки продуктов для нуждающихся, до посещения домов престарелых, от регулярных уроков по чтению и грамотности с отстающими или иммигрантами до
            Канадским школьникам (а также их родителям) стоит помнить и учитывать учебную нагрузку в 11 и особенно в 12 классе, так что гораздо легче отработать и задокументировать часы в 9 или 10 классах.
            ВАЖНО: волонтерские часы считаются с 9 класса, но также имеют начальную возрастную границу в 14 лет. Обязательно поговорите со школьным консультантом по профориентации, если Ваш ребенок наработал часы в 9 классе, но это случилось до наступления им 14 лет (если у него день рождения осенью или в декабре).

Канадским родителям стоит взять на заметку следующее:
·      часто для волонтерских поездок в страны третьего мира (будь то участие в обучении английскому языку детей, работа в приютах или постройка дома, водоснабжения и т.п.) требуются финансовые  вложения. Подростки обычно сами частично зарабатывают на такую поездку.
·      постарайтесь организовать длинные дни, мин 6 часов, обычно в выходные или праздники, если подросток уже в 12 классе, а необходимых часов нет;
·      учитывайте возраст, некоторые волонтерские позиции открыты только для совершеннолетних (в Онтарио это 18 лет);
·      возможен обмен позициями через рабочие места родителей. Так адвокат может взять сына своего знакомого на помощь в офисе и т.п. Обычно письмо с подписью, перечислением обязанностей и обязательным упоминанием количества безвозмездных часов достаточно для подтверждения позиции.


            Интересный факт: для участия в программе Герцога Эдинбургского (Дюк оф Эдинборо) необходимо иметь минимум 15 часов волонтерской работы, полученных в различных организация вне школы. Премия Герцога Эдинбургского: "Duke of Edinburgh Award" – "DofE" была основана в 1956 г. Ею удостаиваются молодые люди (в возрасте от 14 до 24 лет) за личностное развитие в следующих областях: волонтерство (работа на добровольных началах в общине города и/или за рубежом), физическое развитие/воспитание и участие в походах и экспедициях. Лучшие участники награждаются бронзовой, серебряной или золотой наградой. В этой программе участвует много канадских школьников, рассматривая это уникальной возможностью проявить себя и попробовать себя в различных мероприятиях и ситуациях.
            Давно известно, что дети и подростки, которые волонтерили в отрочестве, продолжают безвозмездно помогать и во взрослом возрасте. А таких возможностей в Канаде огромное количество: от бесплатных услуг подготовки налоговой декларации для малоимущих, организации благотворительных вечеров по сбору средств для благотворительности, помощи старикам, выгула собак, репетиторства, наставничества трудных подростков или людей с ограниченными возможностями, тренерской деятельности в различных любительских командах и т.д. Желание помогать другим, делиться с людьми своими знаниями и заботой делает жизнь человека интересней, богаче и добрее.
 Полезная ссылка:

Цитата недели: «Необходимо бороться сначала со злом, что внутри нас, чем со злом, что вокруг нас». Конфуций. «Attack the evil that is within yourself, rather than attacking the evil that is in others.» Confucius.

Комментариев нет:

Отправить комментарий