понедельник, 6 августа 2012 г.

Школьное государственное образование в Канаде: пирожки с разной начинкой


Школьное государственное образование в Канаде: пирожки с разной начинкой

Канадская система образования 4-х ступенчата, сегодня мы поговорим о нулевой и первых двух применительно к государственной школе.

Немного пройденного материала, напомню, что вы узнали о том, что есть:

0.    «Дошкольное образование» начинается с 2,5 лет и продолжается до 6 лет. Оно включает в себя дошкольную группу («preschool»), младшую (“junior kindergarten”), 4 года и старшую группы («senior kindergarten»), 5 лет, детского сада. На данный момент внедряется программа полного дня для детского сада, это с 9 утра до 15:30.

Уже давно известно, что обучение и усвоенная информация в раннем возрасте закладывают базу на всю жизнь, поэтому финансирование полного дня для программ «дошкольного образования» запланировано на бюджет на ближайшие два года как необходимая и основная трата. Это и постройка новых зданий,  и создание новых методик, и закупка школьных автобусов.

1.    «Начальное образование» получают с 1 класса, 6 лет, и до 8 класса, 13 лет. Именно этот уровень включает в себя первичную (”primary”) ступень: с 1 класса, 6 лет и по 6 класс, 11 лет; а так же старшую школу первой ступени (“junior high”), 7 и 8 класс, соответственно 12 и 13 лет.

2.    «Среднее образование начинается с 9 класса, 14 лет и оканчивается после 12 класса, 17 лет. Это так называемая «старшая школа второй ступени» или “high school”

Возраст детей в Канадской школе в Онтарио считается с 1 января до 31 декабря включительно для констатации «полных лет» на определенный год обучения. Так ребенок, родившийся 1 января, и другой - 31 декабря, - оба пойдут в один и тот же первый класс.

Традиционно дошкольная и начальная школы до 6 класса находятся в одном здании, а начальная/старшая школа первой ступени - в другом, иногда вместе со средней/старшей школой второй ступени (9-12 классы).

Государственная система школ (Онтарио) делится на 4 автономных отдела образования («school board»): государственная; государственная католическая, где основой является религиозный аспект обучения; французская, где  обучение ведется на французском языке, и французская католическая. Эта система сложилась достаточно давно, когда основной религией в Канаде был католицизм.

СПРАВКА: Для поступления в католическую школу требуется иметь свидетельство о крещении и подтверждение, что, при наличии недвижимости, часть налога идет на финансирование католических школ. Учащиеся католических школ, английских и французских,  носят форму и в школе проводятся уроки Закона Божьего и еженедельные молитвы.

В наше время, при разнообразии этнических групп и вероисповеданий, в Онтарио идут периодически дебаты о том, что не только католики, но и другие религии имеют право на финансирование своих религиозных школ из провинциального бюджета. Пока ни одна конфессия не «выбила» себе такое право. При этом существуют платные частные школы различных конфессий.

Французская система (или “French Immersion”) привлекает родителей обучением второму официальному языку Канады методом «полного погружения». Часы обучения на английском языке увеличиваются в процентом соотношении в зависимости от возраста детей: чем старше, тем больше вводится предметов на английском языке, вплоть до 50% от всего времени обучения в старших классах.
Родители детей, обучающихся во французской системе, могут и вовсе не знать французского. Есть свои плюсы и минусы этой системы, и один из самых больших плюсов - это возможность в будущем работать на государственной службе. А минус это меньше внимания английскому языку.

·      Начало учебного года традиционно стартует после «Дня труда», который выпадает на первый понедельник сентября, и заканчивается в конце июня. Учебный год состоит из триместров, с каникулами в декабре (2 недели), марте/апреле (1 неделя) и в течение 2 летних месяца. Также есть несколько неучебных пятниц в году, так называемых дней профессиональной подготовки учителей (“Professional Activity or Development Day”).

·      Услуга доставки бесплатным школьным автобусом предоставляется учащимся до 12 лет при наличии мест и только, если они живут на определенном расстоянии от «своей» школы.

·      В школах присутствует продленка за отдельную плату, обычно она до 18:00 и на нее ходят дети до 12 лет.

В Канаде существуют платные (частные) сады и государственные. Они различаются суммой оплаты в месяц, аккредитацией (для частных «домашних» садов до 5 детей это необязательно), количеством детей в группе, наличием питания и специальных мест для сна. Многих новоприбывших родителей из России и стран  СНГ удивляет, что, например,  детки в государственных садиках могут спать в «тихий час» на матрасиках, изготовленных наподобие физкультурных матов, положенных на пол.

Программа для одаренных детей начинается с тестирования в 3 классе. По результатам интервью и тестирования уже с 4 класса дети  идут либо в отдельно стоящую специализированную школу, либо, оставаясь в своей же школе, один день в неделю проводят, изучая специальную углубленную программу «для одаренных детей» по разным предметам.
СПРАВКА: понятие «одаренный ребёнок» в данном случае всего лишь термин. С помощью тестов и интервью выявляется не просто «натасканность» ребенка, а именно его/ее умение нестандартно думать.

Как вы уже знаете, все дети идут в школу по своему округу, по месту жительства. Такие школы называются «приписные». Если родитель хочет, чтобы его ребенок  пошел в другую государственную школу, то можно получить открепительный талон  в своем отделе образования и в «приписной» школе. При наличии мест в школе «по выбору» ребенок может посещать эту школу. Такую процедуру получения открепительного талона необходимо проходить каждый год.

·      Поступление «по конкурсу» в средней школе происходит на программу «Международный Бакалавриат». «МБ» - это стандартизированная Европейская система комплексного изучения 6 основных предметов через академические дисциплины и развитие личностных качеств.

·      Также средние школы предлагают «курсы повышенной сложности» (“Advanced Placement”), это очень популярная в Северной Америке система обучения и подачи материала, максимально приближенная к университетскому углубленному изучению предметов.

·      В старшей школе второй ступени с 9 класса учащиеся могут выбирать предметы, которые они хотят изучать. Есть обязательные, как английский и предметы по выбору, как химия и ИЗО. В зависимости от будущей профессии и ВУЗа студенты изучают те или иные дисциплины. А в выборе профессии, а, значит, и предметов) учащимся помогают специальные консультанты-наставники.

·      Государственные школы (несмотря на сокращение трат на факультативы в последние 7 лет) предлагают разные дополнительные кружки, спортивные команды, музыкальные ансамбли и т.п. в основном в старших школах второй ступени с 9 класса.

Поскольку Канада страна эмигрантов, то и лингвистическая интеграция детей в систему образования является частью школьной программы. Государственные школы предлагают программы «ЕСЛ» (“English as Second Language”) или «обучение английскому как второму языку». Обычно у ученика с нулевым или недостаточным знанием языка в среднем уходит один год на программе «ЕСЛ», а потом он/а могут идти на общеобразовательную программу в обычную «приписную» школу после сдачи теста на знание языка.

Каждый студент 9-12 класса должен набрать так называемые "часы работы на добровольных началах". Это может быть бесплатная помощь в занятиях с отстающими или посещение домов престарелых. В зависимости от учебного заведения количество таких часов варьируется от 10 до 40 часов в год за каждый год.

Канадское государство внимательно относится к нуждам своих налогоплательщиков. Несмотря на то, что средняя школа считается обязательной, при наступлении 16-летия ребенок сам имеет право принимать решение о том, ходить ли ему в школу или нет.
По статистике до 60% афро-канадцев (Торонто) не заканчивают среднюю школу. Вот поэтому была создана специальная школа для этой категории жителей, где не только ученики, но и учительский состав одного цвета кожи.
Вы, наверное, скажете, что это дискриминация, сегрегация? Отнюдь. Если такая система поможет учащимся закончить среднюю школу, то выиграют все: при наличии образования у выпускников будет больше возможностей в жизни, а значит, и деньги, затраченные на такое новшество, вернутся в казну сторицей. Лучше потратить эти деньги на образование, чем на реабилитацию, не правда ли?


Комментариев нет:

Отправить комментарий