Мальчики - направо, девочки - налево: раздельное и совместное обучение.
Плюсы и минусы
История совместного и раздельного обучения уходит
корнями в социально-политическое, культурное
и экономическое развитие общества.
Рассматривая традиции Европы, Северной Америки и Российского
государства, мы увидим закономерности:
1.
Образование было гендерным. Мальчики получали образование
и в семье, и в учебных заведениях вне семьи. До развития христианства
(католичества и православия) девочки получали только домашнее образование. При
этом оно было направлено на обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, семейной
жизни и воспитания детей. Мальчиков обучали навыкам светской и воинской жизни.
Исторически
начальное образование было смешанным, а вот среднее образование было
раздельным. Социальное разделение и экономические барьеры ограничивали
получение образования среднего или высшего образования для детей из семей
крестьян, торговцев и ремесленников.
2.
Образование было религиозным и его предоставляли при
монастырях.
С развитием
христианства и системы монастырей духовенство поняло, что для проповедования
религии необходимо обучение не только священников, но и паствы. Религиозное
образование получали как мальчики, так и девочки. (Вспомните кинофильм
«Небесные ласточки».)
3.
Образование было сословным. Дети низшего сословия имели
возможность посещения школ совместного начального обучения. Им преподавали
основы чтения, математики и закона Божьего. При этом краткосрочность
образования была обусловлена необходимостью сезонной или регулярной помощи «по
хозяйству».
4.
Образование было прикладным для детей крестьян и
ремесленников. Владение ремеслом, секретом и клиентской сетью в давние времена
считалось возможностью обеспечить себе и своей семье кусок хлеба. Недаром
существовали поговорки, «про яблоньку и яблоко», где проводилась именно
жизненная параллель. Дети с младых ногтей впитывали основы ремесла. Начальное
образование предлагалось детям всех сословий, в том числе и низшего.
5.
Образование было платным и светским. Оно давалось в
грамматических школах или школах пансионах. Опять же, для мальчиков из
аристократического круга такие школы в Великобритании появились около 600 лет
назад, а для девочек «всего» примерно 200. Только дети из высшего сословия
получали среднее и высшее образование.
Эволюция женского образования неотделима от прогресса
демократической мысли, индустриализации общества и феминизма. С развитием рынка
труда появилась необходимость обучения женского населения. Постепенно время
белошвеек, матрон и светских дам сменилось эпохой женщин образованных и
независимых.
Многовековая традиция раздельного образования
сохранилась, а усовершенствование канонов и программ совместного образования
привело к тому, что не только начальное, а и последующие ступени обучения стали
предлагаться и мальчикам, и девочкам.
В русской литературе наиболее полным процесс
светского дворянского образования описал Толстой в автобиографической трилогии
«Детство. Отрочество. Юность». Маленький «барчук» воспитывался домашними
учителями, но наступило время, и он был отправлен в пансион. Детство закончилось.
Обучение детей дворянства в пансионах объяснялось
необходимостью более широкого образования и социализации с детьми одного
сословия. Вспомните повесть Погорельского «Черная курица, или подземные
жители», где строгая дисциплина и сложная программа с одной стороны и одиночество
с тоской по дому и маменьке с папенькой с другой,-
послужили катализатором искушения для Алеши. Истина торжествует, но какой
ценой! Нарушив свое слово, Алеша обрекает на страдания целый народ, при том,
что никто так ему и не поверил. Но кодекс чести и жизнь по принципу «давши
слово держись, а не давши крепись» - были основой воспитания
личности в дворянских пансионах.
Пушкин воспел свою «мальчиковую» альма матер, где
он получил не только прекрасное образование, но и завел верных «лицейских»
друзей на всю жизнь. Взросление под четким оком учителей-наставников, общение с
интеллектуальными и увлеченными сверстниками –это именно то, что создало из «француза» смеси тигра и
обезьяны» великого русского поэта.
Стоит вспомнить и Смольный Институт Благородных Девиц,
и юнкерскую школу для мальчиков, и эксперимент по раздельному обучению в
советских школах в 40-е годы 20 века и до 1954
года.
Возникает вопрос, почему же школы раздельного и
совместного обучения существуют до сих пор? Дань ли это традиции или научно-обоснованная необходимость в том или другом варианте
обучения детей? Мне кажется, что наличие двух систем дает возможность родителям
выбрать учебное заведение для их ребенка, основываясь на образовательных и воспитательных
целях, на талантах и психологических и физиологических особенностях ученика. Я
знаю несколько мам, окончивших «девчачьи» школы и решивших в одном случае не
отдавать, а в другом отдать туда своих дочерей.
Канадские школы раздельного и совместного обучения
бывают двух типов: государственные и платные (независимые и частные). При этом
государственные школы предлагают раздельное обучение, которое базируется на
религиозных догмах.
Платные независимые школы Канады основаны на британской
системе частного образования в лучших традициях «Старого Света». При этом,
первоначально разделение школ на «мальчиковые» и «девчачьи» было основано на
религиозности образования. Теперь лучшие независимые школы деноминационны и
признают различные религии. В системе канадского независимого образования
существует выбор: раздельное или совместное обучение. При этом в пансионах школ
совместного обучения проживание организовано раздельно.
Два главных вопроса для родителей, думающих, а куда
отдать сына или дочку?
1.
Не обделим ли мы наших детей или позволим слишком много
социализации, не создадим ли в будущем им проблем в общении с противоположным
полом, если в настоящем примем решение отдать их в школу раздельного или
совместного обучения?
2.
Где мой ребенок сможет раскрыть и развить свой потенциал
в учебном и физическом плане: в школе совместного или раздельного обучения?
Ответ на первый вопрос. Школы раздельного обучения
организуют кружки (например, постановка спектаклей) совместно друг с другом по
принципу школ побратимов, устраивают танцы и дискотеки. Школы совместного ираздельного обучения используют различные методики, основанные на новейших
исследованиях в области психологии и физиологии мальчиков и девочек. А
насыщенный учебный процесс и послешкольное время развивают все необходимые
навыки для успеха в будущем.
Ответ на второй вопрос о подаче учебного материала
и вовлечении ребенка в образовательный процесс и спортивные мероприятия
решается в лучших традициях педагогической мысли прошлого и современности. Подача
материала в школах как совместного, так и раздельного образования, система
тестирования и столпы воспитания базируются на индивидуальном подходе к каждому
учащемуся и знании психологии и физиологии детей и подростков, как мальчиков,
так и девочек.
Факультативы и кружки позволяют детям попробовать
много разных интересных занятий и найти интерес, который может помочь в выборе
будущей профессии и сделать жизнь полноценной и занимательной.
Преимущества и недостатки раздельного и
совместного образования можно увидеть в таблице ниже:
Обращайтесь к нам за консультацией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий