Как в сказке: на распутье трех дорог. Международный Бакалавриат, Курсы Повышенной
Сложности (Advanced Placement) или предметы - кредиты в старшей общеобразовательной школе?
Выбор одной дорожки из трех существует не только в
сказках у богатырей, но и у учеников канадской средней школы, в частности ее старшей
ступени. Необходимо выбрать программу образования, которая и определит перспективность
дальнейшего обучения и работы. Нам, родителям, стоит помнить, что, какой бы
выбор ни сделал ребенок (и часто с нашей помощью), главное, чтобы он
соответствовал его возможностям, желанию и трудолюбию.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: будет много «сухой» информации.
Всем, дошедшим до середины поставлю пятерочку, а тем, кто дочитал до конца, - зачет автоматом по теме.
Какой же выбор стоит перед старшеклассниками, которые
находятся на развилке трех дорог?
Первый путь – это традиционная стандартная
программа изучения предметов средней школы в форме кредитов (high school credits). Она напоминает
Российскую систему обучения. Отличия заключаются в том, что:
1.
В канадской старшей школе второй ступени существуют
обязательные предметы и предметы по выбору. К примеру, английский язык, математика,
французский будут обязательными. Год делится на семестры (или на триместры в
некоторых школах). Отдельный предмет может изучаться, как один семестр, так и
целый учебный год. За 4 года старшей школы для получения аттестата надо набрать
30 кредитов, из них 18 обязательных и 12
по выбору.
2. Общеобразовательная программа кредитов делится
на 4 уровня по степени сложности и перспективности дальнейшего поступления в
ВУЗы. Стандартная и усложненная программы позволяют поступить в Университет или
Колледж, прикладная – в основном в Колледж, а
специальная только дает необходимые навыки для последующего трудоустройства на
местном рынке работы.
3. Качество и сложность предметов важны при выборе
дальнейшего образования. Именно поэтому в старших школах есть специальные
наставники, занимающиеся профориентацией. Они планируют с учащимися их учебную
карьеру на 4 года старшей школы (9-11 классы), учитывая
таланты и возможности учеников. Так же родители обращаются к частным
консультантам по образованию для более детальных и индивидуальных рекомендаций.
4. Знания учащихся оцениваются в процентном
эквиваленте, где 100% - это потолок. При этом виды
экзаменационных работ имеют различный вес при оценке знаний. Так доклад может
иметь 25% от всей итоговой оценки, а еженедельные тесты всего по 10%. В конце
курса учащимся предлагается финальный тест с вопросами и предложенными
несколькими ответами (multiple choice)
или доклад. Из оценок за каждый тест, доклад и т.п. складывается
финальная оценка.
Например: (73% + 65% + 93% + 84%): 4 = 79%
Процентные оценки соответствуют следующим буквам:
А: 100% - 90%; B: 89% - 80%, C: 79%-70%, D: 69% - 65%, E(F) : 64% и ниже.
Все оценки учеников за 4 года старшей школы
«заливают» в специальную систему, которая доступна ВУЗам. При этом ВУЗами учитываются
в основном последних 2 года (11 и 12 классы).
Разобравшись с кредитами, давайте посмотрим на две
другие дорожки. Они представляют собой углубленные программы изучения материала:
. Международный Бакалавриат («МБ») и «Курсы повышенной сложности» («АП»)?
Так в чем же схожести и различия этих двух
программах?
Начнем с общего:
· Обе программы при
поступлении в Университет (при высоких итоговых оценках) расцениваются как достижения
студента и его готовность к учебе в ВУЗе.
· Могут быть засчитаны ВУЗом
как кредит за определенный курс, при наличии высокого экзаменационного балла.
При этом
Университеты Лиги Плюща стараются такие кредиты засчитывают не сразу, а
проверяют студента «порохом». Студент берет определенные профильные университетские
предметы и, только после успешной их сдачи, ему засчитываются «МБ» или «АП» кредиты.
· Студентам с высоким
баллом предлагаются стипендии (scholarships).
· Обе вырабатывают критическое
и аналитическое мышление, навыки исследовательской работы, как в группе, так и самостоятельно.
· Разнообразные формы
подачи материала и его закрепления.
· Сертифицированные
преподаватели, освоившие методику обучения и тренинг и получившие аккредитацию.
В чем же основные различия?
1.
В чем суть программ и каков предмет изучения?
- Международный Бакалавриат (International Baccalaureate, http://www.ibo.org/) - общеобразовательная
интегрированная программа изучения предметов, состоящая из 6 подгрупп:
1.
Язык и литература;
2.
Второй язык и культура;
3.
Социология, история,
4. Математика
и компьютерная наука;
5.
Наука и эксперименты (биология, физика и т.п.);
6.
ИЗО и дисциплины культуры и искусства;
При этом в каждой из 6 подгрупп предлагаются
различные предметы изучения на стандартном или более сложном уровне.
Три дополнительных компонента «МБ» следующие:
1.
Изучение теории познания/обучения и
2.
Написание дипломной работы-эссе
из 4,000 слов (для сравнения сейчас вы прочитали около 540 слов).
3.
Развитие ученика как критически думающей личности. Обязательные
часы добровольной работы.
Основа программы заключается в интегрированном изучении
и взаимосвязи дисциплин и концепций, развитии навыков и применении полученных
знаний и опыта на практике.
- Курсы (предметы) повышенной
сложности (Advanced Placement (AP) «АП») http://www.collegeboard.com/student/testing/ap/about.html) - конкретные предметы
академической программы, которые выбирает ученик в зависимости от дальнейших
целей и направления в учебе.
Идет углубленное изучение конкретных дисциплин,
проектно-исследовательская деятельность в рамках определенного предмета и на
уровне сложности первого курса ВУЗа. На данный момент предлагается 34 предмета
от макроэкономики и физики до истории искусства и латыни.
2. Где изучаются и пользуются спросом?
- «AП» изучается преимущественно в
Северной Америке. Имеет международную аккредитацию, но котируется
преимущественно в ВУЗах Северной Америки и примерно в 65 ВУЗах мира, .
Существует специальная программа для студентов, планирующих поступать в ВУЗы
Европы, – Международный Диплом «AП» курсов
повышенной сложности (изучаются 5 гуманитарных дисциплин по истории и
социологии).
- «МБ» изучается и в Европе, и Северной Америке. Имеет международную
аккредитацию. Котируется в мировых ВУЗах.
3. Программа и сроки:
«МБ» - круглогодичная 3-x уровневая программа для
школьников:
1.
Начальная МБ программа с подготовительной группы детского
сада (3 года) по 6 класс (11 лет). Возможны экзамены.
2.
Среднего уровня: с 7 класса и по 10 класс. Возможны
экзамены.
3.
Программа на «МБ» Диплом в 11 и 12 классах. В конце изучения
студенты программы сдают обязательные экзамены для получения диплома.
«AП» - на данный момент
начинается с 9 класса и до 12 (выпускной). При этом наибольшая занятость у студентов в 10
и 11 классах. Это связано с временными сроками: финальный экзамен «АП»
проводится в мае, а подача документов и поступление в ВУЗы происходит зимой и
ранней весной. Экзамены за 12 класс практически не учитываются при поступлении,
но потом могут быть засчитаны как кредиты в ВУЗЕ.
Программа попредметна, изучение одного предмета из
34 по списку рассчитано на 1 год.
4. Оценка знаний:
«МБ». Оценка знаний имеет 3 уровня: школьные
оценки, оценки внешней комиссии по специальной 7- бальной шкале «МБ».
Выдается Диплом «МБ» по окончанию полной 6-предметной 2-хлетней (11/12 классы) программы и
экзаменов. Только студенты, изучающие программу, могут сдавать экзамены. При
этом можно изучать не все 6 дисциплин, а выборочно, как неполную программ, и
сдавать экзамены (сбор примерно $100 САD) только по изучаемым дисциплинам. В
этом случае «МБ» диплом не выдается.
«АП». Экзамен (в мае) в конце
изучения каждого предмета предусмотрен, но не обязателен. Надо регистрироваться
заранее и оплата за экзамен в среднем $100. При этом РОНО частично или
полностью компенсируют затраты малоимущим учащимся.
2 уровня экзамена: тест с вопросами и предложенными
несколькими ответами и вопросы – эссе. Оценки компьютера и внешней университетской
комиссии (5-балльная система). Любой студент
может сдать тест по «АП», даже если он не изучал предметов по этой программе в
школе, а подготовился самостоятельно. Учебным заведениям по запросу учащегося
высылается табель с оценками за каждый конкретный предмет (оценочный лист с
баллом) после сдачи теста/экзамена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий