среда, 8 августа 2012 г.

Международный Бакалавриат, Курсы Повышенной Сложности (Advanced Placement) или предметы - кредиты в старшей общеобразовательной школе?


Как в сказке: на распутье трех дорог. Международный Бакалавриат, Курсы Повышенной Сложности (Advanced Placement) или предметы - кредиты в старшей общеобразовательной школе?

Выбор одной дорожки из трех существует не только в сказках у богатырей, но и у учеников канадской средней школы, в частности ее старшей ступени. Необходимо выбрать программу образования, которая и определит перспективность дальнейшего обучения и работы. Нам, родителям, стоит помнить, что, какой бы выбор ни сделал ребенок (и часто с нашей помощью), главное, чтобы он соответствовал его возможностям, желанию и трудолюбию.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: будет много «сухой» информации. Всем, дошедшим до середины поставлю пятерочку, а тем, кто дочитал до конца, - зачет автоматом по теме.
Какой же выбор стоит перед старшеклассниками, которые находятся на развилке трех дорог?
Первый путь – это традиционная стандартная программа изучения предметов средней школы в форме кредитов (high school credits). Она напоминает Российскую систему обучения. Отличия заключаются в том, что:  
1.  В канадской старшей школе второй ступени существуют обязательные предметы и предметы по выбору. К примеру, английский язык, математика, французский будут обязательными. Год делится на семестры (или на триместры в некоторых школах). Отдельный предмет может изучаться, как один семестр, так и целый учебный год. За 4 года старшей школы для получения аттестата надо набрать 30 кредитов, из них 18 обязательных  и 12 по выбору.
2. Общеобразовательная программа кредитов делится на 4 уровня по степени сложности и перспективности дальнейшего поступления в ВУЗы. Стандартная и усложненная программы позволяют поступить в Университет или Колледж, прикладная в основном в Колледж, а специальная только дает необходимые навыки для последующего трудоустройства на местном рынке работы.
3. Качество и сложность предметов важны при выборе дальнейшего образования. Именно поэтому в старших школах есть специальные наставники, занимающиеся профориентацией. Они планируют с учащимися их учебную карьеру на 4 года старшей школы (9-11 классы), учитывая таланты и возможности учеников. Так же родители обращаются к частным консультантам по образованию для более детальных и индивидуальных рекомендаций.
4. Знания учащихся оцениваются в процентном эквиваленте, где 100% - это потолок. При этом виды экзаменационных работ имеют различный вес при оценке знаний. Так доклад может иметь 25% от всей итоговой оценки, а еженедельные тесты всего по 10%. В конце курса учащимся предлагается финальный тест с вопросами и предложенными несколькими ответами (multiple choice) или доклад. Из оценок за каждый тест, доклад и т.п. складывается финальная оценка.
Например: (73% + 65% + 93% + 84%): 4 = 79%
Процентные оценки соответствуют следующим буквам: А: 100% - 90%; B: 89% - 80%, C: 79%-70%, D: 69% - 65%, E(F) : 64% и ниже.
Все оценки учеников за 4 года старшей школы «заливают» в специальную систему, которая доступна ВУЗам. При этом ВУЗами учитываются в основном последних 2 года (11 и 12 классы).

Разобравшись с кредитами, давайте посмотрим на две другие дорожки. Они представляют собой углубленные программы изучения материала: . Международный Бакалавриат («МБ») и «Курсы повышенной сложности» («АП»)?
Так в чем же схожести и различия этих двух программах?
Начнем с общего:
·      Обе программы при поступлении в Университет (при высоких итоговых оценках) расцениваются как достижения студента и его готовность к учебе в ВУЗе.
·      Могут быть засчитаны ВУЗом как кредит за определенный курс, при наличии высокого экзаменационного балла.
При этом Университеты Лиги Плюща стараются такие кредиты засчитывают не сразу, а проверяют студента «порохом». Студент берет определенные профильные университетские предметы и, только после успешной их сдачи, ему засчитываются «МБ» или «АП» кредиты.
·      Студентам с высоким баллом предлагаются стипендии (scholarships).
·      Обе вырабатывают критическое и аналитическое мышление, навыки исследовательской работы, как в группе, так и самостоятельно.
·      Разнообразные формы подачи материала и его закрепления.
·      Сертифицированные преподаватели, освоившие методику обучения и тренинг и получившие аккредитацию.

В чем же основные различия?
           
1.    В чем суть программ и каков предмет изучения?

- Международный Бакалавриат (International Baccalaureate, http://www.ibo.org/) - общеобразовательная интегрированная программа изучения предметов, состоящая из 6 подгрупп:
1.    Язык и литература;
2.    Второй язык и культура;
3.    Социология, история,
4. Математика и компьютерная наука;
5.    Наука и эксперименты (биология, физика и т.п.);
6.    ИЗО и дисциплины культуры и искусства;
При этом в каждой из 6 подгрупп предлагаются различные предметы изучения на стандартном или более сложном уровне.
Три дополнительных компонента «МБ» следующие:
1.    Изучение теории познания/обучения и
2.    Написание дипломной работы-эссе из 4,000 слов (для сравнения сейчас вы прочитали около 540 слов).
3.    Развитие ученика как критически думающей личности. Обязательные часы добровольной работы.

Основа программы заключается в интегрированном изучении и взаимосвязи дисциплин и концепций, развитии навыков и применении полученных знаний и опыта на практике.

- Курсы (предметы) повышенной сложности (Advanced Placement (AP) «АП») http://www.collegeboard.com/student/testing/ap/about.html)  - конкретные предметы академической программы, которые выбирает ученик в зависимости от дальнейших целей и направления в учебе.
Идет углубленное изучение конкретных дисциплин, проектно-исследовательская деятельность в рамках определенного предмета и на уровне сложности первого курса ВУЗа. На данный момент предлагается 34 предмета от макроэкономики и физики до истории искусства и латыни.

2. Где изучаются и пользуются спросом?

- «AП» изучается преимущественно в Северной Америке. Имеет международную аккредитацию, но котируется преимущественно в ВУЗах Северной Америки и примерно в 65 ВУЗах мира, . Существует специальная программа для студентов, планирующих поступать в ВУЗы Европы, Международный Диплом «AП» курсов повышенной сложности (изучаются 5 гуманитарных дисциплин по истории и социологии).
- «МБ» изучается и в Европе, и Северной Америке. Имеет международную аккредитацию. Котируется в мировых ВУЗах.

3. Программа и сроки:

«МБ» - круглогодичная 3-x уровневая  программа для школьников:
1.     Начальная МБ программа с подготовительной группы детского сада (3 года) по 6 класс (11 лет). Возможны экзамены.
2.     Среднего уровня: с 7 класса и по 10 класс. Возможны экзамены.
3.     Программа на «МБ» Диплом в 11 и 12 классах. В конце изучения студенты программы сдают обязательные экзамены для получения диплома.

«AП» - на данный момент начинается с 9 класса и до 12 (выпускной).  При этом наибольшая занятость у студентов в 10 и 11 классах. Это связано с временными сроками: финальный экзамен «АП» проводится в мае, а подача документов и поступление в ВУЗы происходит зимой и ранней весной. Экзамены за 12 класс практически не учитываются при поступлении, но потом могут быть засчитаны как кредиты в ВУЗЕ.
Программа попредметна, изучение одного предмета из 34 по списку рассчитано на 1 год.

            4. Оценка знаний:

«МБ». Оценка знаний имеет 3 уровня: школьные оценки, оценки внешней комиссии по специальной 7- бальной шкале «МБ».
Выдается Диплом «МБ» по окончанию полной 6-предметной 2-хлетней (11/12 классы) программы и экзаменов. Только студенты, изучающие программу, могут сдавать экзамены. При этом можно изучать не все 6 дисциплин, а выборочно, как неполную программ, и сдавать экзамены (сбор примерно $100 САD) только по изучаемым дисциплинам. В этом случае «МБ» диплом не выдается.

«АП». Экзамен (в мае) в конце изучения каждого предмета предусмотрен, но не обязателен. Надо регистрироваться заранее и оплата за экзамен в среднем $100. При этом РОНО частично или полностью компенсируют затраты малоимущим учащимся.
2 уровня экзамена: тест с вопросами и предложенными несколькими ответами и вопросы эссе.  Оценки компьютера и внешней университетской комиссии (5-балльная система). Любой студент может сдать тест по «АП», даже если он не изучал предметов по этой программе в школе, а подготовился самостоятельно. Учебным заведениям по запросу учащегося высылается табель с оценками за каждый конкретный предмет (оценочный лист с баллом) после сдачи теста/экзамена.

Все программы рассчитаны на способности и трудолюбие учащихся. Воистину, «как потопаешь, так и полопаешь», главное, чтобы образовательные цели были четко поставлены и ребенок не потерял интерес к учебе и смог поступить в ВУЗ по своему предпочтению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий