пятница, 30 ноября 2012 г.

Гуманитарные и точные науки, что должен знать «образованный» человек: (Liberal Arts or also called Liberal Arts and Sciences)



Сегодня мы с вами поговорим, пожалуй, о самом сложном термине и феномене североамериканского образования под названием «liberal arts». Это можно перевести как гуманитарные и точные науки, или предметы общеобразовательного интеллектуального направления. Сразу предупреждаю, что не стоит делать кальку с английского термина «liberal arts» (заимствованное из латыни: artes liberals), иначе получится «либеральные или свободные науки». Этот термин в таком переводе будет нести только исконный исторический смысл. Это определение, действительно, имеет связь с античной культурой, традициями и представлением об образовании, как комплексном изучении тех предметов, что должен был знать свободный человек, а не раб. Такими семью основными дисциплинами считались грамматика, диалектика или логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
В современном мире понятие «liberal arts» включает в себя изучение общеобразовательных предметов и общественных наук, таких как история, политология, социология, филология, языки, математика, музыка и ИЗО, теология, драма и театральное искусство, лингвистика, дисциплины науки (физика, химия, и т.п.), философия, психология в противопоставлении наукам естественным и техническим. Такое образование имеет более широкий спектр и противопоставлено профессиональному обучению, получению практических навыков и профессии как результат.

Значение термина «liberal arts» (гуманитарно-точные науки) в современном мире образования имеет несколько значений:
·      Специальная программа общеобразовательных дисциплин в университете (в США такая программа более распространена, чем в Канаде) по изучению вышеперечисленных предметов, обычно продолжительностью в 4 года при полной занятости. По завершению выпускники получают диплом бакалавра.
·      Отдельные предметы гуманитарного плана и точные дисциплины, как часть предметов общеобразовательной программы.
·      Программа Международного Бакалавриата в средней школе. Она построена по принципу комплексного изучения общеобразовательных дисциплин, где основой является логическое мышление и аналитический анализ материала. Как Эта программа является подготовительной ступенькой к комплексному изучению гуманитарно-точных наук. В Канаде существуют государственные и платные школы (Аппер Канада Колледж, Ридли Колледж, Бранксом Холл, Ашбури Колледж, например), предлагающие программы международного Бакалавриата. В государственные  школы надо сдавать тесты, в том числе и SSAT (Стандартизированный Тест для Поступления в Старшую Школу).   
Такие стандартизированные тесты с вопросами, предусматривающие многовариантные ответы, тот же SSAT, SAT, CAT и т.п. рассчитаны на фактические знания. При этом аналитические навыки не тестируются. Таким образом противники стандартизированных тестов критикуют не только их, но и общеобразовательную программу, где зубрежка более важна, чем анализ, умение размышлять и делать умозаключения.

Обучение по программе гуманитарно-точных наук предусматривает небольшие классы, где преподаватели в лучших традициях сократовской школы проводят занятия по ознакомлению, осмыслению и обсуждению материала.
            В Канаде университетов, предлагающих комплексное изучение «liberal arts» (гуманитарно-точных наук) не так уж и много. Это объясняется тем, что такая программа из-за маленьких классов, необходимых для обучения по такой методике, стоит в среднем на 30% больше, чем стандартное образование. Именно поэтому в Канаде, где ВУЗы в основном являются государственными и финансируются из провинциального бюджета, такие программы экономически затратны, несмотря на спрос.
            Частные университеты такое образование рекламируют, поскольку на него есть спрос, а стоимость по сравнению с ВУЗами США ниже примерно на 15%.
            Такие программы предлагаются (частично или как отдельный четырехлетний курс обучения) в Университете Торонто, Университете МакМастер, Университете Карлтон, Университете Акадия, Королевском Университетском Колледже, Ванкуверский Айлэнд Университет и т.п. Часто они называются «core or common curriculum» (курс обучения гуманитарно-точным дисциплинам).
            Возникает закономерный вопрос после прочитанного: какое профессиональное будущее у выпускников таких программ? Например:
1.    После получения диплома бакалавра можно продолжать специализацию по различным дисциплинам, получение ученой степени и т.п.
2.    Можно подаваться на неограниченные рамками определенного профессионального набора навыков позиции, где широкий кругозор и знание гуманитарных и точных дисциплин, аналитические и интеллектуальные навыки предполагают гибкую адаптацию и выполнение работы.

            К сожалению, все выглядит по другому в реальном мире, когда рекрутеры и кадровики смотрят не на образование человека, а на его профессию и набор навыков, которые у него имеются. Вот поэтому в США и Канаде «liberal arts» образование считается элитным, поскольку наличие профессии после окончания обучения важно для большинства студентов, у которых после 4-х летнего обучения есть огромные долги за оплату ВУЗов.
            Если же студент рассчитывает на получение специализации (юрист и т.п.) после четырехлетнего бакалавра, то такая программа и хорошие оценки дают ему преимущество при поступлении. Широкий диапазон точных и гуманитарных дисциплин подготовит его к дальнейшему обучению и успеху.
            С другой стороны, с развитием технологий, реалий современного мира и профессиональных направлений, стандартный набор навыков может и не помочь, если такая профессия окажется не нужна. А вот умение критически мыслить, знание широкого спектра дисциплин может быть применимо в огромном количестве профессий настоящего и будущего. Например, такой работы как координатор социальных сетей 10 лет тому назад не существовало, а вот специальности 20 века маркетолог и рекламщик  (вспомните американский сериал «Безумцы») видоизменились за последние несколько нет до неузнаваемости. В биологии и медицине такие направления, как генная инженерия, пересадка органов и протезирование (использование донорских органов и тканей, выращенных в пробирках), репродуктология, фармакология (разработка новых лекарств) и т.п. развиваются семимильными шагами.

            ВОПРОС: А какие профессии, которые вы знаете, появились за последнее десятилетие. Как вы думаете, а какие появятся в будущем?
            «Ох!» - скажете вы. - И что же делать, куда стоит идти учиться моему чаду?» Стоит, наверное:
·      смотреть на способности и желания ребенка;
·      учитывать бюджет и возможность получения стипендии;
·      думать, есть ли у ребенка желание специализации или продолжения обучения в аспирантуре (postgraduate) после получения диплома бакалавра;
·      учитывать желание самого ребенка;
·      прислушиваться к советам школьных учителей и наставников Вашего ребенка;
·      ходить на выставки учебных заведений, узнавать о программах, изучать перспективные направления и т.п. И стоит это делать не в 12 классе, а в начале старшей школы, уже в 9 классе. У вас будет не только информация, но и время для выбора и возможности определиться с профессией, направлением и ВУЗом.

            Я надеюсь, что, какую бы программу или профессию ни выбрали наши дети в будущем, они будут счастливы и приносить пользу окружающим. Случится ли это после обучения гуманитарно-точным дисциплинам широкого спектра, или конкретной специальности, - это будет зависит от каждого конкретного человека, его способностей и желаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий