Уж сколько раз твердили
миру: образование хорошо, а профессия и кормит, и поит! Поколение 70х, кто из
вас не мечтал стать космонавтом, ветеринаром, актрисой, программистом или, на
худой конец, ученым? Поколение 80х грезило о журналистике, демократии и
путешествиях, но в этих мечтах у челноков, путан и комсомольских лидеров тоже
была своя ниша.
Поколение девяностых
мечтало о банкирской доле, в их предпочтениях стояли финансисты, владельцы
бизнеса и обязательные «жирные» зарплаты, т.е. финансовое благополучие
определенной профессии стало важнее, чем сама профессия.
Мой сын, увлекающийся
географией, историей, путешествиями, ораторским искусством, архитектурой долго
выбирал между профессиями бизнесмена, архитектора и дипломата. На сегодняшний
день он остановился на том, чем хотел бы заниматься в будущем: работать в
комиссии мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Там пригодятся и знание языков,
и архитектурная подготовка, и навыки ораторского искусства (ох, не думала я ,
что его вечные размышления вслух, диогеновские споры, практика риторики и
логики «на маминых ушах» я упомяну как положительное качество).
Разумеется, все может еще
у него много раз поменяться, но представление о том, какие специальности могут
сочетаться с интересами и талантами, доставлять удовольствие и приносить
деньги, - обсуждается уже с детства. Одно
время фаворитом у него были две профессии, вернее их симбиоз: девелопер в
рабочие дни, занимающийся стройкой жилых квартирных башен по всему миру, и шеф
повар по выходным, с ресторанами на первых этажах во всех им спланированных и
построенных башнях.
Популярность тех или иных
специальностей в Канаде обуславливается именно потребностью рынка труда и
соотношения этой необходимости с наличием квалифицированных работников. Чем
меньше квалифицированных работников, тем выше у них зарплаты и пакет
дополнительных компенсаций. Колледжи (ВУЗы) как государственные, так и частные,
в том числе и колледжи, обучающие профессиям (private career colleges, аналог российских техникумов, т.е. получение
специализированного образования после законченного школьного среднего обучения) достаточно гибко реагируют на потребности рынка, создавая программы по подготовке кадров и их
трудоустройству. Для этого колледжи проводят исследования рынка и потребностей
работодателей, организуют программы ко-оп (co-op) или практики
на предприятии.
Программы могут иметь
различные сроки обучения: от 8 месяцев и больше. При этом длительность
обучение, сертификация и аккредитация предполагают более глубокое изучения
специальности, а, значит, и успешное
последующее трудоустройство, стимулирующие профессиональные обязанности,
уровень зарплаты и наличие других компенсаций (дополнительная медицинская страховка
на покрытие услуг дантиста, массажиста, оплату лекарств по рецепту и т.п.;
оплачиваемый отпуск, подъемные, оплата курсов по повышению квалификации и
т.п.).
Колледжи выдают следующие разновидности сертификатов и дипломов,
зависящих от сроков обучения:
· Сертификат – программа
обучения 8 месяцев;
· Диплом – программа
обучения 2 года;
· Диплом продвинутого
(усложненного) типа – программа обучения 3 года (дополнительный год по
сравнению с 2х летней программой на диплом);
· Диплом
прикладного/практического Бакалавра (основное отличие здесь слово «прикладной/практический»,
т.е. выпускник получает не просто диплом бакалавра, но и специальность) –
программа обучения 4 года;
· Диплом
прикладного/практического Мастера – программа обучения 1 год (с дипломом
Бакалавра минимум). Это специальная программа, направленная на получение
практических навыков для специалистов по определенным профессиям с дипломом
Бакалавр. Обычно на ней учатся выпускники ВУЗов других стран для интеграции в
трудовой рынок Канады (учителя, к примеру).
Горячиe специальности 2013
года:
·
Financial
managers and accountants
Финансовые менеджеры или управляющие и бухгалтеры,
·
Skilled
tradespeople
Квалифицированные рабочие различных специальностей
·
Software and
mobile developers
Программисты и разработчики (девелоперы) мобильных приложений
·
Registered
Nurses(+ gerontology)
Медсестры, (в том числе в области геронтологии или помощи старшему
поколению)
·
Psychologists,
social workers and counselors
Психологи, социальные работники и консультанты
·
Medical
technologists or technicians
Медицинские технологи и техники (УЗИ, прием и обработка анализов и т.п.)
·
Human resource
specialists or managers
Менеджеры-кадровики и специалисты по кадрам
·
Pharmacists
Фармацевты
·
Audiologists,
speech therapists and physiotherapists
Аудиологи, логопеды и физиотерапевты
·
Construction
managers
Менеджеры по организации и контролю строительства, прорабы
1. А вот специальности, популярные на данный момент, но не попавшие в
первую десятку:
Иммиграционный консультант (immigration consultant), ассистент юриста или
клерк по юриспруденции в различных областях (law/legal clerk), учителя
различных специализаций, составители кадастровых планов квартир и участков (surveyors).
2. Ниже приведены специальности, появившиеся недавно, но набирающие
популярность:
Акчуарий (actuary), рекламщики в социальных сетях и средствах массовой
информации в интернете, ведение страниц в социальных сетях.
Работники по тем или иным
профессии могут быть претерпеть перепроизводство, когда происходит насыщение
трудового рынка. Так произошло с профессией стоматологического
техника-гигиениста (dental hygienist). Эта специальность была очень популярна в
течении пяти лет, было открыто много программ и выпущено огромное количество
специалистов. На данный момент на 2013 практически все такие программы закрыты.
А вот производство учителей в силу того, что большое количество учителей выйдет
на пенсию в последующие 10 лет, достаточно стабильно, как и производство
работников дошкольных учреждений в силу растущей рождаемости.
ВАЖНО: при выборе той или иной программы учитывать:
1.
Трудоустройство, сколько оно занимает по времени и в какие
компании происходит прием? Помогает ли учебное заведение при трудоустройстве,
консультирует ли по подготовке резюме и прохождению интервью?
2.
Есть ли в учебном учреждении Ассоциация Бывших Студентов
и помогают ли они в наработке и укреплении связей (networking)?
3.
Наличие аккредитации, рейтинга среди учащихся и
престижности работодателей, независимый ли это рейтинг? Есть ли студенческий
профсоюз, как он работает и в чем его функции?
4.
Какова стоимость программы и все дополнительные расходы
(учебники, материалы и т.п.)?
5.
Предоставлено ли четкое и детальное расписание всех
предметов до начала занятий?
6.
Для иностранных студентов, планирующих работать в Канаде на
визе «Канадский Опыт» после окончания требуемого минимального 2-х годичного обучения, важно, чтобы образовательная
программа и учебное заведения было в списках Министерства Иммиграции и
Натурализации как аккредитованная программа. Такую информацию узнавать нужно до
начала обучения и оплаты в приемной комиссии.
7.
Какова процедура возврата средств, если посольство Канады
отказало в выдаче Разрешения на учебу? Внимательно посмотрите, чтобы это было
прописано в счете или в контракте до оплаты.
8.
Помогает ли учебное заведение в организации проживания: в
размещении на кампусе в общежитии, патронажной семье или поиске квартир?
Сколько это стоит?
9.
Помогает ли учебное заведение в оформлении рабочих виз и
оформлении Разрешения на учебу на последующие годы обучения, если виза выдана
на меньший срок, чем продолжительность программы?
10.
Каково расположение учебного заведения, наличие
современных зданий, лабораторий, учебников, технологий и программ?
11.
Есть ли кафетерий при учебном заведении, стоимость
питания и его качество?
12.
Другие вопросы, которые у Вас могут возникнуть, не
стесняйтесь их задавать!
Надеюсь, что эта колонка
поможет Вам или Вашему подростку определиться с профессией и найти то, что
будет приносить вам всем не только радость, но и сможет обеспечить комфортную и
интересную жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий