Эту тему я начну с вопроса риторического: кто из нас не делает домашнюю
работу со своими детьми-школьниками? Вечером за
кухонным столом пока родители хлопочут над приготовлением ужина дети занимаются
уроками. И с каждым годом количество времени, которое среднестатический
канадский школьник корпит за учебниками, возрастает. Почти сорок лет назад
пророчески пела Алла Пугачева, что «нагружать работой нас стали почему-то, но … то ли еще будет ой-ой-ой!»
И так и оказалось: с каждым годом время, затрачиваемое на домашние задания, их
сложность и объем в Канаде растет. Именно поэтому дебаты о домашней работе,
количестве и необходимости, не утихают уже который год.
По этому поводу в Канаде
есть три точки зрения:
· Домашняя работа должна
существовать в модерации и как закрепление материала, пройденного на уроке.
· Домашняя работа не
должна задаваться школьникам, а вместо нее они могли бы ходить на послешкольные
кружки, спортивные занятия, факультативы и проводить больше времени, общаясь с
друзьями и семьей. Давно замечено, что родители большую часть вечера (а иногда
и выходных) проводят в помощи своим отпрыскам в прохождении школьного
материала. Часто родители ворчат, что они уже отучились в школе и изучают
программу средней школы по второму кругу со своими детьми. В современной
канадской школе и родители, и учителя, и исследователи отмечают, что время,
потраченное на выполнение домашних заданий, и их объем каждый год
увеличивается, несмотря на то, что уже давно научно доказано, что количество
домашней работы не равно качеству образования.
· Домашняя работа должна
представлять из себя часть самостоятельного, более углубленного и детального,
изучения пройденного на уроке материала. Это связано с растущей конкуренцией
среди учащихся (и их родителей) в различных областях.
Статистически, школьники в
Онтарио проводят по 40 минут в день за подготовкой домашних заданий. В других
провинциях Канады эта цифра занимает около 32 минут. При этом научные работы,
проведенные Институтом Исследований в Области Образования при Университете
Торонто с 1987 по 2003 год, установили, что:
1.
Наличие домашних заданий и их регулярное выполнение имеет
позитивный эффект на образовательное и интеллектуальное развитие всех
школьников вне зависимости от первичного уровня знаний.
2.
Наличие домашних заданий и их регулярное выполнении
гораздо важнее для успешного усвоения материала и интеллектуального развития
учащихся старшей школы ( с 9 и по 12 класс), чем младшеклассников.
Золотым правилом продолжительности
выполнения домашних заданий считается 10 минут в день на каждый год школы. Так
учащиеся младшей подготовительной группы (junior
kindergarten) должны тратить не более 10 минут в день, ученик 3 класса - от 30 до 40 минут в день, а ученик 12 класс - примерно
два часа.
Увы, но с 1981 года время,
которое канадские школьники посвящают домашней работе, практически удвоилось.
Это отмечают не только исследователи, но и сами родители, ходившие в школу в 70-е годы. Реформа школьной системы давно уже назрела, не
только в Канаде, но и во многих других странах.
Президент Франции Франсуа
Олланд прошлой осенью предложил вообще отменить домашнюю работу. Это
обусловлено тем, что французские школьники и так проводят в своих «альма матер»
больше времени, чем среднестатический западный школьник: в среднем с 9 и до 17
часов четыре дня своей учебной недели. А детство - это
не только бесконечные учебники, но и игры со сверстниками, немного телевизора,
мечтаний и ничегонеделания.
Разумеется, баланс должен
быть во всем, в том числе и в домашних заданиях. При этом немаловажно
учитывать:
· Регулярность выполнения
домашних занятий;
· Наличие удобного
рабочего места, отсутствие внешних раздражителей, таких как телевизор или
громкая музыка;
· Наличие распорядка дня;
· Организованность в
выполнении домашних заданий, когда работа выполняется по мере поступления, а не
в ночь перед ее сдачей;
· Сложность задания должна
быть рассчитана в зависимости от индивидуального уровня развития каждого
ученика, а также привязана к теме проходимого в школе материала;
· Наличие и развитие
навыков выполнения домашнего задания, в том числе таких как самостоятельность и
умение обратиться за помощью к родителям, учителям или одноклассникам по мере
необходимости.
У моей дочки в школе
последних два года самими девочками организуется группа на Фейсбуке для помощи
в выполнении домашних заданий. Речь совсем не идет о плагиате или списывании, а
о возможности обсудить математические задачи, темы сочинений или переводы с
иностранных языков.
В Канаде также учеников
обучают самостоятельности, так, если им непонятен материал, то они могут
обратиться за помощью к учителям. Те в свою очередь имеют так называемые
«приемные часы» или договариваются индивидуально с учащимися. Но при этом в
Канаде никто не будет бегать за двоечником, если он сам не побеспокоится о
своих знаниях и оценках. Родители встречаются на так называемых индивидуальных
интервью с учителем (в начальной школе с 1 по 5 класс включительно ) или с
учителями-предметниками (с 6 по 12 класс)
два раза в год. Обычно в начале осени и весной. Первая встреча определяет круг
задач на год, а вторая подводит итог и дает достаточно времени на корреляцию
имеющихся проблем.
Известный исследователь в
области значимости и необходимости домашних заданий при Дьюк Университете доктор
наук Харрис Купер отмечает влияние домашней работы в младшешкольном возрасте и ее
важность не только для достижения академических успехов, а в первую очередь как
возможность регулярного общения детей и взрослых и выработке навыков по
дальнейшему изучению мира и различных предметов.
ВАЖНО:
1.
Если Ваш школьник делает огромное количество домашних
заданий, или не понимает, что нужно выполнять, то, вероятно, не ребенок виноват,
а материал не был объяснен на уроке, или учитель не умеет организовывать его подачу.
Смело назначайте встречу с учителем и беседуйте о том, как можно эту ситуацию
исправить.
2.
Если Ваш школьник совсем не делает домашних заданий, это
не значит, что их нет. Может, дело в легкости заданий? Опять мой совет: записывайтесь
на встречу с учителем.
3.
Если ваш школьник совсем не понимает домашних заданий, а
Вы не можете ему помочь, то, правильно, записывайтесь на встречу с учителем и
составляйте индивидуальный план обучения. Просите встречу со школьным
психологом, логопедом и узнавайте о возможности специальных государственных
программ для учеников с особенностями в обучении. В Канаде нет стигмы «дурака
или дебила», а наличие разнообразных систем интеграции и образовании как
одаренных детей, так и детей с трудностями в обучении, позволяет всем детям
достичь своего природного потенциала.
Домашние задания имели
место быть с античных времен, с тех пор как мы документально знаем об их
существовании и видах. Именно основные столпы сохранились до наших времен,
такие как:
· Закрепление материала
(повторенье мать ученья)
· Самостоятельное изучение
и проекты/доклады, что помогает в подготовка к самостоятельной работе в ВУЗе
или профессии;
· Отработка концепций и
правил на различных примерах.
Главное же, чтобы домашняя
работа развивала учащихся, позволяла им не просто закреплять материал, но
продвигаться по лестнице знаний вверх под заботливым оком учителей,
наставников и родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий