среда, 13 марта 2013 г.

Домашняя работа в Канаде: за и против


            Эту тему я начну с вопроса риторического: кто из нас не делает домашнюю работу со своими детьми-школьниками? Вечером за кухонным столом пока родители хлопочут над приготовлением ужина дети занимаются уроками. И с каждым годом количество времени, которое среднестатический канадский школьник корпит за учебниками, возрастает. Почти сорок лет назад пророчески пела Алла Пугачева, что «нагружать работой нас стали почему-то, но … то ли еще будет ой-ой-ой!» И так и оказалось: с каждым годом время, затрачиваемое на домашние задания, их сложность и объем в Канаде растет. Именно поэтому дебаты о домашней работе, количестве и необходимости, не утихают уже который год.
           
            По этому поводу в Канаде есть три точки зрения:

·      Домашняя работа должна существовать в модерации и как закрепление материала, пройденного на уроке.
·      Домашняя работа не должна задаваться школьникам, а вместо нее они могли бы ходить на послешкольные кружки, спортивные занятия, факультативы и проводить больше времени, общаясь с друзьями и семьей. Давно замечено, что родители большую часть вечера (а иногда и выходных) проводят в помощи своим отпрыскам в прохождении школьного материала. Часто родители ворчат, что они уже отучились в школе и изучают программу средней школы по второму кругу со своими детьми. В современной канадской школе и родители, и учителя, и исследователи отмечают, что время, потраченное на выполнение домашних заданий, и их объем каждый год увеличивается, несмотря на то, что уже давно научно доказано, что количество домашней работы не равно качеству образования.
·      Домашняя работа должна представлять из себя часть самостоятельного, более углубленного и детального, изучения пройденного на уроке материала. Это связано с растущей конкуренцией среди учащихся (и их родителей) в различных областях.

            Статистически, школьники в Онтарио проводят по 40 минут в день за подготовкой домашних заданий. В других провинциях Канады эта цифра занимает около 32 минут. При этом научные работы, проведенные Институтом Исследований в Области Образования при Университете Торонто с 1987 по 2003 год, установили, что:
1.    Наличие домашних заданий и их регулярное выполнение имеет позитивный эффект на образовательное и интеллектуальное развитие всех школьников вне зависимости от первичного уровня знаний.
2.    Наличие домашних заданий и их регулярное выполнении гораздо важнее для успешного усвоения материала и интеллектуального развития учащихся старшей школы ( с 9 и по 12 класс), чем младшеклассников.

            Золотым правилом продолжительности выполнения домашних заданий считается 10 минут в день на каждый год школы. Так учащиеся младшей подготовительной группы (junior kindergarten) должны тратить не более 10 минут в день, ученик 3 класса - от 30 до 40 минут в день, а ученик 12 класс - примерно два часа.
            Увы, но с 1981 года время, которое канадские школьники посвящают домашней работе, практически удвоилось. Это отмечают не только исследователи, но и сами родители, ходившие в школу в 70-е годы. Реформа школьной системы давно уже назрела, не только в Канаде, но и во многих других странах.
            Президент Франции Франсуа Олланд прошлой осенью предложил вообще отменить домашнюю работу. Это обусловлено тем, что французские школьники и так проводят в своих «альма матер» больше времени, чем среднестатический западный школьник: в среднем с 9 и до 17 часов четыре дня своей учебной недели. А детство - это не только бесконечные учебники, но и игры со сверстниками, немного телевизора, мечтаний и ничегонеделания.
            Разумеется, баланс должен быть во всем, в том числе и в домашних заданиях. При этом немаловажно учитывать:
·      Регулярность выполнения домашних занятий;
·      Наличие удобного рабочего места, отсутствие внешних раздражителей, таких как телевизор или громкая музыка;
·      Наличие распорядка дня;
·      Организованность в выполнении домашних заданий, когда работа выполняется по мере поступления, а не в ночь перед ее сдачей;
·      Сложность задания должна быть рассчитана в зависимости от индивидуального уровня развития каждого ученика, а также привязана к теме проходимого в школе материала;
·      Наличие и развитие навыков выполнения домашнего задания, в том числе таких как самостоятельность и умение обратиться за помощью к родителям, учителям или одноклассникам по мере необходимости.

            У моей дочки в школе последних два года самими девочками организуется группа на Фейсбуке для помощи в выполнении домашних заданий. Речь совсем не идет о плагиате или списывании, а о возможности обсудить математические задачи, темы сочинений или переводы с иностранных языков.
            В Канаде также учеников обучают самостоятельности, так, если им непонятен материал, то они могут обратиться за помощью к учителям. Те в свою очередь имеют так называемые «приемные часы» или договариваются индивидуально с учащимися. Но при этом в Канаде никто не будет бегать за двоечником, если он сам не побеспокоится о своих знаниях и оценках. Родители встречаются на так называемых индивидуальных интервью с учителем (в начальной школе с 1 по 5 класс включительно ) или с учителями-предметниками (с 6 по 12 класс) два раза в год. Обычно в начале осени и весной. Первая встреча определяет круг задач на год, а вторая подводит итог и дает достаточно времени на корреляцию имеющихся проблем.
            Известный исследователь в области значимости и необходимости домашних заданий при Дьюк Университете доктор наук Харрис Купер отмечает влияние домашней работы в младшешкольном возрасте и ее важность не только для достижения академических успехов, а в первую очередь как возможность регулярного общения детей и взрослых и выработке навыков по дальнейшему изучению мира и различных предметов.

ВАЖНО:
1.    Если Ваш школьник делает огромное количество домашних заданий, или не понимает, что нужно выполнять, то, вероятно, не ребенок виноват, а материал не был объяснен на уроке, или учитель не умеет организовывать его подачу. Смело назначайте встречу с учителем и беседуйте о том, как можно эту ситуацию исправить.
2.    Если Ваш школьник совсем не делает домашних заданий, это не значит, что их нет. Может, дело в легкости заданий? Опять мой совет: записывайтесь на встречу с учителем.
3.    Если ваш школьник совсем не понимает домашних заданий, а Вы не можете ему помочь, то, правильно, записывайтесь на встречу с учителем и составляйте индивидуальный план обучения. Просите встречу со школьным психологом, логопедом и узнавайте о возможности специальных государственных программ для учеников с особенностями в обучении. В Канаде нет стигмы «дурака или дебила», а наличие разнообразных систем интеграции и образовании как одаренных детей, так и детей с трудностями в обучении, позволяет всем детям достичь своего природного потенциала.

            Домашние задания имели место быть с античных времен, с тех пор как мы документально знаем об их существовании и видах. Именно основные столпы сохранились до наших времен, такие как:
·      Закрепление материала (повторенье мать ученья)
·      Самостоятельное изучение и проекты/доклады, что помогает в подготовка к самостоятельной работе в ВУЗе или профессии;
·      Отработка концепций и правил на различных примерах.
            Главное же, чтобы домашняя работа развивала учащихся, позволяла им не просто закреплять материал, но продвигаться по лестнице знаний вверх под заботливым оком учителей, наставников и родителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий