пятница, 1 февраля 2013 г.

Секреты обучения канадских детей социальной, финансовой и бытовой самостоятельности


          Дети растут удивительно быстро. Помните, поучительную историю (в различных вариациях) про Бернарда Шоу и письмо от его поклонницы? Молодая мать задала вопрос мудрому мэтру: «У меня полгода назад родился сын, когда мне надо начинать его воспитывать?» Ответ драматурга был предельно лаконичен: «Миссис, вы опоздали ровно на шесть месяцев!»
            Мораль сей истории проста: родители воспитывают детей с их первого вздоха. Они учат нас, а мы обучаем их. Наша жизнь и наше общение с детьми закладывает в них основы морали и поведения в обществе, семейные традиции, жизненные ценности и т.п.
            Наши дети общаются и живут в разных кругах и в соответствии с ними играют определенные роли. По одной из психологических теорий мы носим разные маски (по принципу театра масок): дочки, мамы, ученики, работники, управленцы, учителя и т.п. для выполнения «ролей» в социуме. Ребенок подстраивается и набирается опыт в различных местах, социальных организациях и ячейках общества, таких, как:
·      Семья
·      Компании друзей
·      Книги, кинофильмы, средства СМИ и социальных СМИ
·      Школе дневного обучения
·      Школа пансион
·      Спортивные команды
·      Кружки и факультативы
·      Лагеря отдыха
·      Средства общественного транспорта
·      Места волонтерство или работы на добровольных началах
·      Государственные учреждения, бизнесы, магазины и т.п.

          Мы не живем в вакууме, повседневное общение влияет на нас так же, как и яркие моменты в нашем бытие. Недаром говорят, что вода камень точит, так и ежедневные практически жизненные уроки по воспитанию самостоятельности  в детях растят ответственных за свою жизнь и будущее взрослых, а не высоковозрастных инфантилов. «Что здесь понимается под «самостоятельностью?» - спросите Вы меня. Это:
1.    Социальная и общественная ответственность за слова и поступки.
2.    Финансовая ответственность за траты и накопления и умение организовывать бюджет.
3.    Бытовая самостоятельность по обслуживанию себя в плане готовки, уборки, стирки и т.п. (Тут Вы улыбнулись, а Вы спросите у вашего мужа или друга, стирал ли он хотя бы раз в горячей воде цветное и белое бельё и, если такой грешок случился, то каков был результат?) В Канаде (по крайней мере, среди моих знакомы мамочек) с маленькими детками принято стирать бельё вместе: от его сортировки, до перекладывания из стиралки в сушилку. А разбор малышом (да, двухлетке это под силу) носочков по паре не что иное как урок по цветовой организации предметов и по их геометрическим параметрам. Идея помощи МАМЕ и ее воплощение (похвала в этом случае уместна), реальный труд и результат это маленькое семечко, посаженное в благодатную почву. Небольшие задачи и их цикличный повтор в детском возрасте помогут Вам избежать проблем и сражений на бытовой почве с Вашими будущим подростком. На собственном примере, через повтор и новые навыки, методом проб и ошибок мы воспитываем из малышей самостоятельных личностей.
4.    Личностная самостоятельность в принятии решений, побед и поражений. В умении «гнуться» под напором жизненных ситуаций и трагедий, а не ломаться. В умении радоваться чужим успехам и не задирать нос от собственных достижений. Русская поговорка «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» наиболее точно описывает моё отношение к жизни и ее принятии на 5 десятке лет. Скромность всегда в цене, и это качество не идет в разрез с трудоспособностью и желанием личностного и профессионального роста, а лишь дополняет их.
            Как канадцы воспитывают самостоятельность в детях?
1.    Отдельный банковский счет и/или накопительный счет. Дочка моей подруги создала «Харвард Фонд», куда складывает все денежные подарки. Даже если она пойдет учится в другой ВУЗ, то дисциплина финансовых накоплений поможет ей и в будущем принимать решения в отношении вкладывания денег, покупки недвижимости и т.п.
2.    Пользование общественным транспортом. Примерно с 12 лет школьники ходят и возвращаются домой пешком или на общественном транспорте, ездят сами на кружки, организуют встречи с друзьями.
3.    Выполнение определенных обязанностей по дому как посильный вклад в совместное проживание и взаимопомощь. Разумеется, если Вы попросите подростка, который до этого жил маленьким наместным корольком, убрать, нет УБРАТЬ его комнату (а до этого за него это делалось), то он воспримет такую просьбу скорее как шутку. Начинайте с малого и маленького: вместе убирайте игрушки с ребенком, не спеша и не подгоняя его, это сэкономит Вам время и нервы в будущем.
4.    Карманные деньги: выдача определенной суммы ежемесячно, трата которой не контролируется родителями. Да, если ребенок в начале месяца купил на все деньги конфет и съел их, то остальные дни он будет сосать лапу, или ему эти деньги придется занять или заработать у  родителей.
5.    Со школьниками проводятся беседы об уважении к личности, в Канаде нет толерантности к любого рода дискриминации или травле детей (bullying). Такие ситуации решаются в администрации школы стандартным образом.

            А ниже небольшая подборка того, как делаю я:
1.    С 9 лет сына (11 у дочки) мои дети сами ведут расписание своих кружков.  Утром я спрашиваю, куда мы сегодня идем и во сколько, а также во сколько их забрать из школы. Оказалось, контролировать мое расписание и их расписания, для меня не под силам, так что я делегировала детей следить за своими же планами.
2.    Я не даю своим детям карманных денег. «Как? Так?» спросите удивленно Вы. «А вот так», - отвечу Вам я. Мои дети не просят и не покупают ерунды, если им нужны деньги на подарок подружке, обед в школе, поход в магазин с другом или на другие траты, то они спокойно могут попросить и обосновать свои траты. Они имеют право распоряжаться своими денежными подарками на свое усмотрение. Мы давно ходим вместе в магазин за покупками, они представляют себе стоимость продуктов, бензина, страховки на машину, поездок и школы. Семейный бюджет составляется с учетом их пожеланий и мнений.
3.    Я позволяю им сами решать, купить ли подруге печенье на обед или дать другу в долг книгу. Моя дочка сама решает, как и что одалживать своим друзьям, она сама спрашивает об отдаче, если срок прошел, а долг не вернули.
4.    Я учу их говорить нет, если они чувствуют себя некомфортно. Кто бы это НИ был.
5.    Важное качество уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения. Мы постоянно устраиваем дебаты (в машине или за едой) на разные темы: от вопроса, нужна ли нам вторая собака и до, а куда мы поедем отдыхать на мартовские каникулы?
6.    Милосердие к окружающим и животным у нас достаточно просто: пожалеть плачущую подругу или погулять с собакой соседей. Помощь, я считаю, должна быть адресной и конкретной, а не демагогические рассуждения о всеобщем мире и последующем переводе денег в фонд всемирной помощи всем и вся.
7.    Мы придумываем нестандартные ситуации и обмозговываем их решения. Например, если друг предложил попробовать классную улетную таблеточку, или подруга попросила списать. Как нужно отказать, в какой форме и почему надо отказать, или не надо?

            «А как же теория масок и ролей?» - спросите Вы меня, - «не создает ли это неискренности и лжи в восприятии и отношении к ситуациям и нашим ипостасям?» Давайте, это будет последний вопрос в сегодняшней колонке. Если мы честны, открыты, целеустремленны и поступаем по совести и законам общечеловеческой морали, то наши роли не что иное, как одежда, которую мы надеваем на наш стержень, наше тело. А он остается неизменным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий