понедельник, 8 апреля 2013 г.

Технологии и технологические устройства в современной канадской школе


          Средства обучения в школе практически не менялись десятки и сотни лет. Это были всем известные: школьная (меловая) доска для объяснения материал, доска, а позже тетрадь, для записей и домашних заданий и, конечно, учебники и пособия. В мою бытность в советской школе использовали такие вспомогательные средства обучения, как диапроектор, графопроектор и проектор.
            За последнее десятилетие в школе к компьютерам, калькуляторам и принтерам добавились новые средства: планшетники, интерактивные белые доски и 3Д принтер (объемная печать). Учебный процесс в Канаде достаточно быстро адаптируется к новым технологическим реалиям. Например, наличие напечатанного эссе (сочинения) или доклада с фотографиями является одним из основных требований в средней и старшей школе. В канадской школе детей начинают учить писать с печатных букв, а прописное письмо появляется только в 3 классе. На данный момент в Канаде обучение прописным буквам в некоторых школах совсем отменили, а в недалеком будущем это случится и со всеми английскими школами.
           
По статистическим исследованиям около 60% учебного времени, используемого для работы с гаджетами, тратится на проведение исследований и выполнения домашних заданий, около 30% - на обучение программам и их использование и 20% - на образовательные игры. В среднем ученики проводят около 3 часов в день за различными электронными устройствами, предназначенными непосредственно для учебы.
            В Канаде успешное использование технологий в учебном процессе зависит от следующих факторов:
·      Наличие гаджетов для пользования в школе и дома. В Альберте все учащиеся средней школы и старше обеспечиваются персональными компьютерами. А в Онтарио ведется разговор о снятии запрета на использование мобильных телефонов в школе, поскольку те воистину стали многоканальным средством связи и информации. В школах есть компьютерные лаборатории.
·      Наличие специализированных образовательных программ.
·      Наличие учителей, умеющих пользоваться программами и гаджетами, а также могущих обучить школьников. Старшему поколению гораздо сложнее осваивать новые технологии, поэтому курсы подготовки учителей и курсы повышения квалификации и семинары позволяют учителям идти в ногу со временем и с учениками.
·      Наличие времени в учебной программе и в расписании занятий для практического применения программ и различных технологических устройств.
·      Интеграция социальных СМИ в образовательный процесс. Это, пожалуй, одна из самых спорных позиций в современном образовательном и воспитательном процессе. История давно доказала, что лучше не запрещать новое, а пытаться адаптировать его и использовать во благо. Так и с социальными СМИ (social media).

         Интересный эксперимент провела одна канадская учительница в Твиттере по принципу «плоского Стэнли». Ее коллега, педагог Дейл Хьюберт, в 1995 году был первооткрывателем и свой «классный» проект основал на книжке о плоском Стэнли (Flat Stanley). Его ученики по очереди брали бумажного человечка по имени Стэнли домой и описывали его жизнь и приключения в специальном дневнике. А вот учительница создала аккаунт в Твиттере и с него послала сообщение, спрашивая, где живут твиттерчане. Учащиеся на географической карте отмечали места проживания своих новых знакомых, отвечали и рассылали дополнительные сообщения. Изучение географии, социологии и орфографию для детей было занимательно и интересно, и все благодаря компьютерам в классе.

            КАКИЕ есть наиболее популярные устройства (гаджеты) и технологии в Канаде? Это следующие:

·      Компьютер и программы, в том числе возможность проведения Пауэр Поинт презентаций;
·      Интерактивная белая доска;
·      Планшетники;
·      Школьные сайты;
·      Образовательные программы и сайты;
·      Социальные СМИ. Практически все школы имеют свои странички на Фейсбуке и Твиттере, канал на Ютубе, набирает популярность Пинтерест и т.п.
           
Табели, ежедневная успеваемость и посещаемость учащихся, домашние задания постепенно из бумажного пространства переводятся в виртуальное. Например, в школе моей дочки на специальном родительском портале я могу видеть в реальном времени ее местонахождение и даже опоздания на уроки (tardiness), там же вывешены домашние задания и образцы экзаменов и тестов.
            При такой системе выполнения домашней работы оправдание о том, что «моя собака съела мою тетрадь» уже не сработает. Правда, недавно, у дочки сломался компьютер и ей дали несколько дополнительных дней на выполнение проекта на основании письма-счета из сервисного центра.
          
            Система оценок/кредитов для поступления в ВУЗы тоже компьютеризирована. Все учащиеся в канадской школе имеют индивидуальный личный номер. С 9 и по 12 класс все оценки заносятся в единую электронную систему и на их основании учащиеся в 12 классе поступают в ВУЗы и продолжают дальнейшее образование.
            Родители регулярно получают электронные письма о событиях в школе, о собраниях, важных мероприятиях и т.п. Формы и документы во многих школах также высылаются в электронном формате. Школы переходят на электронную запись учащихся на последующий учебный год. Необходимые документы либо сканируются в процессе регистрации, либо отправляются по почте, либо доносятся в школу.


            ГДЕ в Канаде ученики имеют доступ к устройствам. Это:
·      Домашний компьютер, семейный или индивидуальный; важно проверять историю и поставить хороший фильтр на компьютер. Не разрешайте ребенку работать на компьютере в его комнате, чтобы избежать разных соблазнов;
·      Школьный компьютерный центр;
·      Компьютер и программы, предоставленные школой (за плату);
·      Общественные бесплатные компьютеры в городских библиотеках для тех, кто не имеет доступа к компьютерам дома.
·      Специализированные центры/интернет кафе и т.п.

            Интересно то, что компания Эппл (Apple) обеспечивает более 50% оборудования по очень привлекательным для школ ценам. Гениальный маркетинговый ход: «подсадив» на свою продукцию малышей и детей еще в детстве, они обеспечивают себе нескончаемый поток будущих покупателей. Ленора, Делл и Майкрософт борются за оставшийся рынок.
            Несколько независимых платных школ недавно приобрели 3Д принтер. Такой принтер помогает в проведении классов и факультативов по моделированию, проектированию и конструированию. Создается проект в программе, а потом по чертежу он печатается «во плоти» из пластика.

ВАЖНО: многие школы имеют очень строгие правила по использованию компьютеров и других гаджетов в школе. Кибернетическая травля (буллинг или моббинг) пресекается, хождение по запрещенным сайтам блокируется, проводятся беседы о безопасности в интернете.

ВАЖНО: при наличии всемирной интернетной сети проблема плагиата стоит как никогда остро в современной канадской школе, поскольку найти любой материал в сети не сложно, скопировать его не составляет труда, а потом, красиво оформив, выдать за свой проект. Если плагиат обнаружен и доказан, то наказание виновник понесет достаточно серьезное: от записи в личном деле, двойки за экзамен и несдачу предмета до исключения из школы.

            Время и технологии не стоят на месте. Главное, как мне кажется, в обилии информации и присутствия различных устройств не забывать, что они должны улучшать, обогащать и упрощать нашу жизнь, а не поглощать человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий