воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Национальное (народное) искусство индейцев Канады и школьники


Для любого думающего и чувствующего человека знание корней и культуры страны проживания является основополагающей базой личностного становления и способствует воспитанию чувства уверенности в себе. Канада страна «понаехавших» с 15 века европейцев, а коренным ее населением до этого тысячелетиями являлись индейцы. Даже название страны «Канада» этимологически связано с индейским словом «деревня» («каната»), многие населенные пункты также хранят в себе истоки языков различных индейских племен.
            Историю не изменить. Колонизация Северной Америки и истребление индейцев или местных жителей произошло практически во всех странах, куда ступила нога европейцев примерно пятьсот лет тому назад. Не только болезни «цивилизации», но и сознательное уничтожение индейцев, наивных в своем восприятии мира, привело к геноциду «местных» в 20 веке. Оно проявилось в создании специальных государственных интернатов для детей, резерваций, введения налоговых льгот ( в том числе на табак и алкоголь) и пособий для индейцев. Детей воспитывали в казенном доме, вырвав их из культуры и родной семьи. Индейцы в Канаде в 20 веке были, пожалуй, как «неприкасаемые» в Индии. Единицы получали высшее образование и покидали резервации.
            Ситуация стала меняться в середине двадцатого века, когда вместе с идентификацией страны ( а всем известный канадский кленовый листочек на флаге стал официальным символом только в 1965 году) возник интерес к «древней» истории и культуре Канады, т.е. индейцам.
            Время не стоит на месте, сегодня школьники изучают историю и искусство индейцев, а в ВУЗах есть отдельные программы по истории, литературе «нейтивс natives» («первых поселенцев или местных»), по экономическим связам с племенами и взаимодействии в разработке природных месторождений полезных ископаемых на территориях резерваций. На данный момент в Канаде существует более 600 различных индейских кланов и около 700 тысяч индейцев.
            История индейской культуры делится на до и после колонизации и включает в себя следующие этапы развития:
·      До колонизации, становление племенного строя, языческой культуры, основанной на связи и уважении к природе и ее силам.
·      Этап колонизации вплоть до становления федеральной государственности Канады (с 15 века, «Века открытий» и до середины 19 века);
·      Геноцид индейцев (с середины 19 и до середины 20 века); истребление и покорение индейских племен;
·      Ренессанс интереса к индейской культуре, традициям, истории и искусству (с середины 20 века).


            Примитивное, языческое (пеганское) искусство индейцев похоже на другие древние мировые цивилизации. Основным постулатом в нем является связь с силами природы, космосом и душой человека, а наличие богов или духов, отвечающих за определенные жизненные процессы, позволяет и объясняет мироздание.

            География и природные условия, наличие тех или иных условий выживания, питания и ведения хозяйства определили проживание индейцев в следующих частях и регионах современной Канады:
·      Север Канады с выходом к воде, сейчас территория Нунавут;
·      Центральная часть Канады, провинция Онтарио и Альберта;
·      Территория Британской Колумбии.
            На данный момент на уроках географии и социологии старшеклассники изучают проблему прокладки северного газопровода на территории Канады и в США (так называемый «северный поток»). Эта ситуация рассматривается с нескольких сторон: со стороны племен индейцев, проживающих на территории будущего газопровода, со стороны канадского правительства и чиновников, со стороны американского правительства, ученых, защитников природы, экономистов и простых обывателей. Спросите Вашего подростка, что он думает по этому поводу?
А вот жанры и виды проявления национального искусства канадских индейцев, пожалуй, не сильно видоизменились . При этом стоит помнить, что видом примитивного и национального искусства индейские предметы быта и жизни стали считаться совсем недавно. А до этого индейцы именно так и жили. По аналогии можно вспомнить братьев Гримм и их народные немецкие сказки, Афанасьева и его коллекцию русских сказок, являющиеся не чем иным, а именно золотом, лежащее в копилке народа, буквально под ногами, сотни тысяч лет. Индейские виды искусства схожи с другими народностями, а именно они состоят из следующего:
·      Устное народное творчество, поговорки, молитвы, легенды; школьники изучают на уроках литературы и канадоведения;
·      Небольшие фигурки и предметы из камня и дерева для привлечения добра и удачи, а также как обереги;
·      Ювелирные украшения из различных материалов;
·      Предметы ухода за детьми, в том числе слинги и костюмы для малышей;
·      Тотемные столбы, или воплощение души племени в деревянном столбе в виде животного;
·      Рисунки на коже и бумаге; древние рисунки на камнях;
·      Одежда и обувь, аксессуары, украшенные мехом, бисером; знаменитые муклуки или традиционно украшенные сапоги из овчины давно стали популярны во всем мире;
·      Посуда и предметы обихода, сделанные из различных материалов
·      Маски, церемониальные костюмы и костюмы, в том числе верхняя одежда, украшенная мехом, бисером и т.п.
·      Архитектурные конструкции для проживания, типи (конусные шатры или палатки) и индейские традиционные поселения;
            Канадские школьники делают поделки на уроках по «индейцеведению», в том числе рисуют картины на простые сюжеты, создают «ловушки для снов», браслетики, фенечки и т.п. Организуются также экскурсии с посещением в образовательных целях индейских центров и музеев, где учащиеся знакомятся не только с искусством, но и образом жизни индейцев, пробуют их еду и т.п.
           
Материалы, используемые для предметов ежедневного обихода и искусства, достаточно просты, т.е. то, что было и есть под рукой, в изобилии и легко достать:
·      Натуральные материалы органического происхождения: кожа, перо, кости, клыки, зубы животных, шерсть, фетр, кукуруза и ее производные (как клей), краски из растений и т.п.;
·      Натуральные природные материалы: дерево (один из старейших материалов) и мыльный камень (талькохлорит), лен и хлопок, краски из минералов;
·      Современные материалы, такие, как бумага, краски, железо и его производные и т.п.

            Подводя итог сегодняшней колонки о том, КАК же изучается искусство и история индейцев в канадской школьной программе, получается что это и:
·      Часть программы по предмету история и социология;
·      Часть программы литературы. Изучение легенд, историй.
·      Часть программы по рисованию по теме «Искусство индейцев»
·      Часть интегрированного изучения физики и литературы. Например тема  «Северное сияние и легенды индейцев».

Судьба художницы Кенужак Ашевак, умершей в начале 2013 года, отражает судьбу ее народа. Несмотря на убийство отца в ее раннем детстве, смерть детей и мужей, туберкулез и три года, проведенных в больнице, нищета и притеснение, не сломили ее духа, не убили в ней смиренность, простоту и желание быть частью своего народа. Несмотря на примитивность тем и материалов, красок и линий, рисунки Кенужак Ашевак несут в себе вечную мудрость: мы все часть всемирного космоса.
            Ашевак получила Орден Канады, ее работы хранятся в музеях мира и частных коллекциях, но до конца своей жизни она рисовала и творила, содержала не только себя но и свою большую семью, а жила в простом домике по обычаям и традициям инуитов. Интересно, что в 60 годы 20 века никто не знал про инуитов, а всех индейцев называли эскимосами, так что Ашевак, маленькая незаметная женщина, смогла привлечь интерес к своему народу и его культуре, как и Дафни Оджиг (Daphne Odjig, родилась в 1919 и до сих пор жива), которая воистину считается «бабушкой народного искусства индейцев».

            В современном мире с развитием технологий человек привыкает смотреть вперед, забывая о своих корнях и истории своей страны. В стране иммигрантов Канаде уважение к культуре всех национальностей и народностей, проживающих под одной крышей, позволяет нам и нашим детям понять, как из кусочков головоломки складывается единая нация. Надеюсь, что мы не вырастим из наших детей «Иванов, родства своего не помнящих».  
           
 «Человечество не ткало паутину жизни. Мы всего лишь ниточка в мироздании. Что бы мы ни делали паутине, это отражается и на нас. Все связано и взаимосвязано друг с другом.» Вождь Сиэттл, 1854. «Humankind has not woven the web of life. We are but one thread within it. Whatever we do to the web, we do to ourselves. All things are bound together. All things connect.» Chief Seattle, 1854

Комментариев нет:

Отправить комментарий