понедельник, 10 июня 2013 г.

География канадского образования

Канада считается одной из экономически развитых, комфортной для проживания, воспитания и обучения детей и безопасной страной в мире.
            Население Канады по последней переписи составляет примерно 34 миллиона человек. В 2012 году по исследованиям банка HSBC Канада была названа лучшей страной для воспитания и обучения молодого поколения.
            География канадского образования и образовательных учреждений отражает историческое и экономическое развитие страны, в которой два языка, английский и французский, являются государственными. Именно они определяют наличие английских и франкоговорящих (где преподавание ведется только на французском языке) школ, а также школ изучения французского методом погружения (French immersion).
            Расходы на образование финансируются из бюджета каждой отдельно взятой провинции и территории. Качество образования (среднего и высшего) контролируется провинциальными министерствами образования. Есть специальная организация, объединяющая провинциальные министерства образования в единую информационную и организационную систему, способствующую централизации общих направлений (http://www.cmec.ca/en/).
            По языковому принципу Канада делится на следующие части географически:
·      Англоговорящие провинции и территории;
·      Англо и франкоговорящая провинция (Нью Брансвик)
·      Франкоговорящая провинция (Квебек);
            Именно в Квебеке система среднего, профессионального и высшего образования отличается от других англоговорящих провинций. Учащиеся средней школы в Квебеке, которые намерены получить высшее образование, должны посещать колледж до поступления в ВУЗ. Квебекские школьники учатся 11 классов, а не 12,  как во всех других канадских провинциях и территориях.
            Такая программа называется Колледж  общего и профессионального образования (CEGEP, College d'enseignement general et professionnel). Она длится обычно 2 года и студенты проходят подготовку к поступлению в ВУЗ (2 года обучения) или получают техническую специальность (3 года). Оба направления дают право на поступление в ВУЗ, а степень бакалавра в Квебеке можно получить за 3 года, а не за 4, как в остальных частях Канады.
            Иностранные студенты в Квебеке могут проходить обучение либо на английском, либо на французском языках в различных учебных заведениях, а их аттестаты или табели проходят нострификацию (или эвалюацию) при поступлении. А вот квебекцам при поступлении в неквебекские ВУЗы засчитывается только один год обучения и кредиты за него в силу вышеописанного различия в сроках обучения.
           
Все провинции и территории Канады предоставляют следующие уровни образования для канадцев и для иностранных студентов.
1.    Среднее школьное образование;
2.    ВУЗы;
3.    Школы английского (аккредитованные)

            1. Средние Общеобразовательные школы Канады:
           
            В Канаде существует 490 РОНО. В 90 годы прошлого века в Канаде было около 900 РОНО, но небольшие «сельские» отделы были объединены в более крупные. Разные провинции имеют различные «скул борды» (school boards) или РОНО, занимающиеся организационными вопросами школьного начального и среднего образования в том или ином городе или округе.
            Около 250 наиболее крупных РОНО объединены в ассоциацию, занимающуюся вопросами стандартизации обучения и поддержки местных РОНО (http://cdnsba.org/ ).

            2. Высшее образование в Канаде подразделено на следующие программы:
·      Профессиональное образование, в том числе государственные и частные колледжи и университеты. Колледжи в свою очередь имеют политехническую специализацию, что предполагает практическое обучение специальности;
·      Высшее образование;
·      Высшая школа (аспирантура, докторантура).


            В Канаде существует 92 университета (члены AUCC), около 170 колледжей/ВУЗов и 400 колледжей по обучению прикладной профессии (механик, парикмахер и т.п.), так называемые «профессиональные колледжи» (Career College).

Исторически так сложилось, что крупные города с развитой инфраструктурой имеют различные ВУЗы. Обычно у колледжей есть несколько кампусов, или отделений, где студенты изучают те специальности, которые пользуются спросом в данном регионе.
Сейчас программы колледжей модернизируются и предлагается одно и двухгодичная аспирантура с программой кооп или стажировки. Для иностранных студентов такие программы позволяют получить не только знания, необходимые для современного рынка труда, но и практический опыт работы. Рейтинговые канадские колледжи и университеты являются государственными, таким образом соблюдаются высокие стандарты обучения, контроль за качеством, происходит анализ рынка труда и финансирование необходимых программ для рынка труда, обновление помещений. Таким образом при выборе колледжа его географическое расположение не играет особой роли, а ставится упор на подходящую программу. Разумеется, люди выбирают местожительства, основываясь не только на школах, но и на стоимости уровня жизни, а вот в небольших регионах он ниже, чем в крупных конгломератах.


            3. Программы изучения языка.
            Программы изучения английского и французского языков достаточно популярны в Канаде. Около 200 тысяч студентов в год приезжает в Канаду на краткосрочные или долгосрочные языковые программы. Специальная ассоциация «Languages Canada» (что в переводе значит «языки Канады»)
http://www.languagescanada.ca/ объединяет более 185 государственных и частных курсов. Школы проходят аккредитацию для вступления в ассоциацию.
            Школы ЕСЛ или ФСЛ предлагают следующие программы:
  • Программы изучения английского или французского языков как иностранных (ЕСЛ и ФСЛ);
  • Бизнес английский;
  • Специализированные программы (медицинский, юридический, для угольной и нефтяной промышленности и т.п.);
  • Программы для подготовки учителей (CELTA, TESL, TESOL)
  • Подготовка для сдачи тестов  (Cambridge test, CANtest, CAEL, IELTS, TOEFL, TOEIC, DELF);
  • Программы подготовки к поступлению (pathway programs) в ВУЗы (языковой и учебный компоненты). Такие программы работают по известному нам принципу подготовительных курсов для поступления в определенный ВУЗ. Зная требования поступления, программа строится на лингвистической подготовке и обучению навыкам, необходимым для поступления на заранее предопределенную программу. Зачисление в колледж происходит по результатам экзаменов по завершению программы. У школ существуют соглашения с ВУЗами по легальности таких подготовительных программ и процедуре зачисления студентов.


            В Канаде, как в экономически развитой стране, расходы на образование занимают одно из приоритетных в бюджете. Столичные и региональные учебные заведения получают средства на «ведение бизнеса» в пропорциональном объеме, а также по наличию приоритетного плана урбанизации и территориального развития. Таким образом учащиеся (и их родители) выбирают не только место и учебное заведение, но и программу обучения, которая им подойдет и воплотит их образовательные мечты в реальность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий