четверг, 18 октября 2012 г.

Сизифов труд: Мотивация ребенка на учебу. Семья, школа или друзья: кто в итоге победит?


Сизифов труд: Мотивация ребенка на учебу. Семья, школа или друзья: кто в итоге победит?

            Вы помните притчу о талантах и их воплощении в реальной жизни? Один Мальчик десяти лет встретил Бога. Тот сказал ему, что он может попросить у него показать ему все, что тот захочет. Мальчик попросил увидеть выдающегося полководца всех времен и народов. Каково же было его удивление, когда Бог показал ему лицо сапожника с соседней улицы. А на возмущенный возглас ребенка, Он ответил: «Не таланты важны, а то, как мы можем их воплотить и осуществить в силу или вопреки жизненным передрягам.» Мораль сей истории проста: не талант важен, а обстоятельства и люди вокруг нас, которые помогают нам эти таланты развить или разбить.
            Вы помните историю Ломоносова, как он, деревенский самоучка, «понашел» в Москву и победил. А сколько таких «Ломоносовых» не дошло, сломалось, не случилось. И дело не в пессимизме данного высказывания, а в реалистическом видении мира. Все мы хотим, чтобы наши дети были по крайней мере с двумя высшими образованиями, одним из Гарварда и вторым из Оксфорда. И чтобы их профессия была как минимум доктор или адвокат, на худой конец бизнесмен, но с зарплатой с шестью нулями и апартаментами в небоскребе на 5-ой авеню. Мечты, мечты! Вопросы, вопросы! Амбиции, амбиции!
Вы понимаете, что все мы разные: наши таланты и возможности, наше воспитание и взгляды на жизнь, - да, это банальная истина. Миру нужны адвокаты, артисты, музыканты, писатели, доктора но также человечеству нужны механики, продавцы, официанты, уборщики, кто там еще стоит внизу лестницы карьерных амбиций?! Но самое главное при этом то, чтобы Ваш ребенок был счастлив и мог использовать свой природный потенциал.
Давайте рассмотрим 4 основных группы влияния, оказывающих воздействие на воспитание ребенка как личности:
ü  Влияние родителей и семьи заключается в том, что все то, что заложено родителями в младенчестве и раннем детском возрасте, является базой для дальнейшего развития и воспитания в школе и в компании друзей. Воспитательный процесс не прекращается с взрослением ребенка, и это не только нотации, но и беседы, помощь и советы по учебе и по жизненным ситуациям.
ü  Влияние школы. Независимая или частная платные школы мотивируют и развивают ребенка в различных областях:
·      Учебные программы, факультативы, спортивные команды и кружки. Обычно в платной школе программа более насыщенная, оборудование класса - по первому слову техники, а уроки тех же предметов науки проходят в специализированных лабораториях. Пробуя новое, ребенок не только расширяет свой кругозор, но и пытается найти свое место в мире. Так, например, в 3 классе мой сын изучал продукт жизнедеятельности совы, в котором оказалась съеденная мышка. Он отделил скелет этой мышки от всего остального и наклеил его на бумажку в четкой анатомической последовательности.
·      Наставники (guidance counselors) и консультанты по образованию в таких школах присутствуют в самом штате. В их обязанности входит не только профориентация, но и помощь в подготовке документов для поступления в ВУЗы, какие тесты сдавать, на какие программы подаваться.
·      Работа в группе детей, которые настроены на то, чтобы быть «выше, лучше, быстрее». Иногда соревновательный дух зашкаливает, но насыщенная школьная жизнь может уберечь от безделья, а друзья из такой школы остаются у ваших детей на всю жизнь.
Государственное среднее образование в Канаде за последние несколько лет претерпело много изменений: от сокращения средств провинциального бюджета, до увольнения помощников учителей, библиотекарей, отмены музыкальных программ и уроков физкультуры. При таком положении вещей роль семьи становится важной и необходимой при развитии ребенка.
ü  Влияние и роль друзей особенно в пубертатном и подростковом возрасте очень важно. При этом родительский авторитет и воспитание (которым родители, конечно же, занимаются по совету Бернарда Шоу с первой минуты рождения) тактично направляют ребенка в навигации во «взрослой» жизни. Поверьте мне, если вы уделяете время Вашему ребенку, занимаетесь его воспитанием и интересуетесь его жизнью, то Вы будете в курсе и проблем, и поражений, и неудач, и удач, и как и где он проводит время с друзьями.
ü  Влияние и роль самого ребенка в процессе взросления неоспорима. Характер и таланты даны каждому разные. Поэтому так и важны семья, школа и друзья.
Ниже я предлагаю Вам конкретные советы по воспитанию мотивации и интереса у ребенка, которые использую я:
·      Давайте задания Вашему ребенку в любой сфере жизни и учебы в зависимости от его возраста и уровня развития. Задания могут быть от сортировки постиранного белья (мой сын в два года сортировал цветные и белые вещи) и до готовки ужина.
·      Похвала за работу, но не просто за каждый «чих и пук», а за маленькие победы. В Канаде существует традиционный метод позитивной похвалы детей за все и вся. Ребенок постоянно слышит «good job» (хорошо сделал), а такое конвейерное употребление похвал нивелирует достижения. Если все есть « гуд джоб», то куда стремиться?
·      Материальная мотивация детей стала достаточно популярной в Канаде. Детям платят за хорошие оценки, участие в помощи по дому и за хорошее поведение. Оплата начинается натуральным продуктом (конфеты, игрушки) и уже годам к 10 трансформируется в настоящие деньги. Я абсолютно против такой мотивации: конечно, легче заплатить, чем объяснить, почему надо делать так, а не иначе. Мотивация на учебу, на развитие, на помощь маме должна исходить от самого ребенка, а заслуженная похвала и достижение нового уровня - это самый лучший внутренний мотиватор.
·      Покажите малышу и делайте вместе с ним. Во время занятий беседуйте и проговаривайте свои действия. Это касается рисования, выемки посуды из посудомоечной машины, чтения книжек. Так детеныши в природе изучают мир, так и мы его когда-то познавали через и с нашими родителями, бабушками и дедушками, а не через экран электронных устройств. Избегайте телевизора и ограничивайте различные «образовательные» программы. Дети лучше всего получают и усваивают информацию через личный контакт.
·      Не ругайте за ошибки, (кто их не делает) но повторяйте инструктаж до тех пор, пока не получится. Моя дочка начала печь сладкое чуть больше года назад, начиная с головешек вместо печенья. А постиранный в теплой воде мамин шерстяной свитер уменьшился в два раза. Но с каждой ошибкой она учится и расширяет границы своих возможностей, знаний и побед.
·      Усложняйте задания. Если ребенок хорошо рисует линии, то, наверное, стоит попробовать нарисовать дом?
·      Просите ребенка придумать задания, исходя из его талантов и пожеланий. Мои дети придумывают меню на неделю.
·      Спросите ребенка о том, как что-то можно улучшить или изменить.
·      Позволяйте ребенку проявлять инициативу. Мой сын уже несколько лет планирует программу наших путешествий.
·      Не запрещайте ребенку говорить Вам о ваших ошибках или неточностях. И не бойтесь эту ошибку признать. При этом:
·      Четко объясните ребенку свои отношения родителя и ребенка. Ваше слово должно нести вес и авторитет.
·      Не ограждайте детей от участия в домашних заботах и домашней жизни, как бы они ни были заняты и как бы ни хотели потусоваться с друзьями. Всегда можно найти компромисс, пригласить друзей в гости, остаться в школе, сходить перед уроками в кафе. А вот почувствовать себя членом семьи, а не пупом земли для подростка очень важно.
·      Не пытайтесь обнять необъятное. Беготня с кружка на кружок сделает маму нервной, а зачем ребенку нервная мама? Ограничивайте занятия, используйте кар пулы, ставьте приоритеты.
·      Делайте уроки вместе, участвуйте в вычитке докладов, решении задачек или чтении книг. Не делайте ЗА ребенка, а в диалоге и в процессе выполнения домашнего задания направляйте ребенка.  
Прагматический подход к организации будущего с поправками на случайности - это основа современной жизни. Мы платим многолетние ипотеки, покупаем путевки на отдых за год вперед, даже места на кладбище можно купить заблаговременно, почему же не задуматься о будущем своего чада? Наверное, эта колонка суммирует и подводит итог всем 19 статьям до этого, где логично следует один вывод: занимайтесь вашими детьми, развивайте их, вкладывайте в них любовь и знания, направляйте их и советуйте, но главное научите их сделать выбор самим, кем и какими им быть. Поддерживайте их решения, право на самостоятельность, возможность быть и жить счастливыми и независимыми. А уж доктором или уборщиком они станут, так это как Бог даст.


Комментариев нет:

Отправить комментарий