вторник, 20 ноября 2012 г.

Коллекция жизней: как родился, жил, работал и умер «Мистер Кодак»


Коллекция жизней: как родился, жил, работал и умер «Мистер Кодак»

Из моих путешествий я не привожу сувениров, а коллекционирую истории. Рассказы могут быть разные: о местах, домах, картинах, музеях и, конечно же, о людях. Судьбы людей могут нас учить, восхищать, удивлять, ужасать и трогать до слез. Через призму чужих прожитых жизней мы можем проанализировать свои поступки и скорректировать наш жизненный путь. Одной из историй я поделюсь с вами сегодня, судьба этого человека уже свершилась и жизнь его закончилась.
Итак, неофициальная история жизни «Мистера Кодака», изобретателя, маркетолога, бизнесмена и филантропа. Его карьера неотделима от его личной жизни.
Жила-была семья Истмэнов, крепкий и обеспеченный средний класс Америки 60-х годов 19 века. У них было трое детей: две девочки, вторая - с осложнениями после полиомиелита и младший мальчик Джордж (родился в 1854 году). Изобретательская и предпринимательская жилка у Истмэнов была семейной чертой. Папа основал первый в истории образовательных учреждений колледж предпринимателей в Рочестере (штат Нью-Йорк), прототип современных бизнес школ.
Когда Джорджу было 7 лет, от  болезни мозга умер его отец. Эта потеря произвела огромное впечатление на маленького мальчика. Он долго думал, что отец их просто бросил, поскольку мать не сообщила сыну о смерти, пожалев его психику. Но маленький Джордж решил, что теперь он - мужчина в семье и его основная задача забота о сестрах и матери. Эта удивительно крепкая связь с мамой, а так же ее влияние, ее вера в сына и его начинания, - и сотворила из  Джорджа Истмэна знаменитого «Мистера Кодака».
К сожаление, семья не имела никаких прав на доходы от колледжа, поскольку отец никогда не думал, что заболевание мозга приведет к такой быстрой его смерти. Все права остались в руках его компаньонов. Мать стала сдавать комнаты постояльцам, чтобы свести концы с концами и платить за частную школу сына, но Джордж все же вынужден был перейти в государственную.
Мать, по образованию учитель химии, занималась домашним образованием своих детей (младшая дочка, инвалид, не могла ходить в школу). На маленькой кухне в мальчике зародился интерес к химическим опытам.
Чувство гипер ответственности за семью заставило Джорджа бросить школу в 14 лет, чтобы помогать семье.  Он начал свою рабочую карьеру посыльным в страховой компании, а потом устроился в банк. Именно там он наблюдал, как «пухли» приходные счета первых американских строителей индустриализации и инвесторов.
Идею к бизнесу и делу всей его жизни дал, как ни странно, случай. Джордж планировал бизнес поездку в Санто Доминго для изучения рынка инвестирования в земельные угодья. Один из сотрудников банка посоветовал взять в поездку камеру. Джордж купил фотокамеру, начал учиться и увлекся, а поездка так и не состоялась. Он начал эксперименты с пластинами, камерой и реактивами. В конце 19 века фотография находилась еще в младенчестве. Камеры стоили безумно дорого и с собой надо было носить огромное количество инвентаря, стеклянных пластин и химических реактивов для смешивания субстанций перед тем, как снять фотографии. С изобретением сухих пластин для фотографирования в 1879 году рождается идея компания «Кодак».
Матери Джорджа мы обязаны именем «Кодак». Это комбинация первой буквы девичьей фамилии матери, Килборн, с добавленным «ода», «приятных для глаз» сочетания букв, при этом слово «кодак» ничего не значит. Гениальный маркетинговый ход в создании названия и бренда!
Первое успешное коммерческое изобретение не заставило себя ждать - камера «Брауни», с уже заряженной пленкой в канистре внутри, она стоила всего $1.  Рекламный слоган был придуман самим «Мистером Кодаком»:  "Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное."  Эта фраза наглядно описывала процесс, когда производитель создавал камеру, покупатель снимал фотографии, потом отправлял их на фабрику, где их проявляли, печатали и отправляли назад клиенту. Смешные человечки, придуманные канадским художником Палмером Коксом, рекламировали камеру «Брауни» с детской непосредственностью.
«Мистер Кодак» ценил своих служащих. Социальные бенефиты у него в компании получали все работники, в том числе пенсии и выплаты по нетрудоспособности.
К этому времени у Джорджа уже умерли его две сестры, а связь с мамой стала еще прочнее. Она, жила с сыном и поддерживала его во всем, она по своему контролировала успех бизнеса сына и фабрику в Рочестере. Мария расставила цветы по  площади всего помещения так, что каждый день, поливая их, она могла слышать разговоры служащих, а потом рассказывала обо всем сыну.
В 1905 году Джордж закончил строительство огромного особняка для своей маленькой семьи. Но мама умирает через два года. Как Джордж вспоминал: «Я прорыдал целый день до самого вечера.» Теперь работа и филантропия вышли на первый план его жизни.
Мистер Истмэн оставил след в истории как беспрецедентный филантроп, пожертвовавший более $100 миллионов (в наше время эквивалент почти $ 2 миллиардам) на различные нужды: образование, искусство и медицину. «Мистер Кодак», например, построил музыкальную школу и концертный зал в Рочестере, финансировал развитие стоматологической системы, где  пропагандировалась регулярная гигиена зубов и ротовой полости.
На развитие ВУЗов наиболее значимые суммы им были пожертвованы на Рочестерский Технологический Университет, RIT, и Массачусетский Технологический Институт, MIT. При этом он долго делал это анонимно под именем «мистер Смит». Его секретарь, проработавшая с Джорджем 42 года, скрупулёзно записывала все пожертвования на специальные карточки каталога, который хранился в отдельной коробке. Эта коробка находится до сих пор в его доме-музее как экспонат.
«Мистер Кодак» был один из немногих, кто оказывал финансовую помощь и интересовался судьбами афро-американцев в начале 20 века. Этот тоже было неслучайно, поскольку его родители были участниками подпольной железной дороги, аболиционистской сети по освобождению рабов в Америке и переправке их с Юга на Север до отмены рабства в 1865 году.
Джордж Истмэн, хоть и был холост, всегда был окружен красивыми женщинами. А на провокационные вопросы о женитьбе часто отшучивался: «У меня нет времени на семью. Я путешествую и занимаюсь бизнесом». Одна из его подруг, Джозефин Дикмэн, проводившая с Джорджем много времени на протяжении нескольких лет, умерла так и не дождавшись официального предложения.
На закате своей жизни, уже физически больной, плохо передвигающийся из-за болезни спинного мозга и постоянной боли, Мистер Истмэн на вопрос о семье скажет: «Когда я был молод, мне было слишком рано заводить семью, у меня не было на это ни времени, ни денег, а сейчас уже поздно, у меня есть время и деньги, но я привык к одиночеству.» А незадолго до смерти обмолвился:«Я всегда контролировал свою жизнь и хочу контролировать мой уход.»
Точку в своей жизни «Мистер Кодак» поставил в1932 одним выстрелом в сердце. Еще утром он приготовил завещание, где отписал почти все свое состояния на благотворительные нужды, а в предсмертной записке объяснил свое решение:«Я все сделал, зачем же ждать?»
Джордж Истмэн навсегда останется в истории человечества как «Мистер Кодак», человек, который, хоть и не изобрел фотографический процесс, но придумал и внедрил огромное количество патентов, которые превратили элитный бизнес фотографии в искусство для народа, позволяющее вести визуальные летописи человеческих жизней простым нажатием кнопки.
Сейчас компания «Кодак» находится на пороге банкротства. Если бы «Мистер Кодак» был бы жив в наше время, то он бы не допустил того, что самый первый патент на цифровую камеру, который получил  ИМЕННО «Кодак», был положен под сукно, как бесперспективный.
Завершу историю жизни Джорджа Истмэна простым жизненным принципом, по которому он жил:  невозможно изменить прошлое, но можно действовать в настоящем, чтобы будущее было именно таким, каким мы его себе построили.

Фото об истории Кодака (кроме семейной и бабочки (С)) находятся в свободном доступе и взяты с Википидии

Комментариев нет:

Отправить комментарий