понедельник, 6 августа 2012 г.

Теория привилегий и необходимостей: «из копилки бывшей училки»


«Из копилки бывшей училки». Кастрюлька борща успеха по рецепту теории привилегий и необходимостей

В «Разгрузочной» колонке # 4 я упомянула мою выстраданную теорию привилегий и необходимостей. Разгорелась евадискуссия, и меня попросили написать подробнее.
Теорий воспитания и моделей поведения существует огромное множество. По наличию и соотношению поощрения и необходимости рассмотрим три наиболее известные из них.
1. Теория «кнута и пряника».  Отношения между родителем и ребенком строятся как бартерные, обменные: если ребенок сделал уроки, то после он получил от родителя «конфетку». При этом мотивация основана на поощрении, которое выбрано взрослым. При невыполнении задачи поощрение не выдается.
2. Другая модель  поведения основана на лозунге из нашего советского детства: «партия сказала надо, комсомол ответил есть». Тут не было ни сознательного выбора, ни материального поощрения, а по факту выполнения задачи моральное удовлетворение считалось наиболее  действенным и идейно-правильным поощрением.
3. Третья модель может быть проиллюстрирована крылатой цитатой из комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?».  Воспитание и поведение базируется на боязни людской молвы и порицания. Вести себя пристойно и «соответствовать» общественному мнению надо именно потому, что так поступают люди данного круга, живущие по ими же придуманным правилам и законам. Мотивация совершения поступка зависит от внешних признаков, а поощрение заранее предопределено «молвой».

Моя теория привилегий и необходимостей базируется на воспитании у ребенка определенной модели поведения, основанной на осознанном выборе выполнения (или невыполнения) необходимостей и получения привилегий.
Привилегия - это поощрение или вознаграждение, выбранное самим ребенком, а не полученное по факту выполнения необходимой задачи.
Пример привилегий моей семьи: поход в ресторан, посещение спортивного зрелищного мероприятия, покупка книжек развлекательного плана.
Необходимости - это список критериев, семейных устоев, ценностей и постулатов, по которым живет семья и воспитывается ребенок, на их основе создается список необходимостей и привилегий.
Пример моих необходимостей: правильное питание, физическая активность, выполненные уроки, предоставление учебников, посещение музеев, оперы и концертов.
Соотношение необходимостей и их выполнение, подкрепленное осознанным выбором привилегии,  - это позитивный процесс обучения и воспитания.
Когда стоит начинать?
Как ни странно, но наше воспитание, образование, жизненный опыт и семейные ценности подготавливают нас к роли родителей. Будь это до рождения детей или после, но начинать не поздно никогда. В зависимости от возраста ребенка, младше он или старше, может понадобиться разное количество и усилий, и времени. К примеру, развитие навыков самостоятельного чтения, регулярное совместное чтение и обсуждение прочитанного никогда не поздно начать, подберите лишь подходящую книжку.
Например, в отличие от дочки, мой сын сам читал «из-под палки», «по страничке как сестричка», копируя старшую сестру, но без удовольствия. Но исходя из его характера я знала, что с ним мне надо просто найти ту самую книжку, которая зажжет в нем огонек чтения с увлечением. Мы ходили в книжные магазины, читали, покупали книжки и однажды на книжном развале нашли ту самую книжку!
Не сдаваться и искать разные формы подачи материала в любых ситуациях еще один принцип теории привилегий и необходимостей.
Своим ли примером или примером от противного родители (помните, в сказках дядюшки Римуса кролик кричал: «нет, только не кидай меня в этот терновый куст») доносят до ребенка свою точку зрения. Никто не сказал, что родителем быть просто, это неостанавливающийся процесс.  Мы растем и обучаемся вместе с нашими детьми.  
Мы не живем в вакууме и воспитание ребенка происходит через 4 основных социума. В идеале все 4 социума должны быть взаимосвязаны, но иногда мы видим и хаотичную модель. Разумеется, мы пытаемся научить наших детей лучшему, но характер ребенка и его окружение формирует его поведение. Как родители, мы можем только надеяться, что идеи, ценности и модели поведения, вложенные в наше чадо, помогут ему принимать правильные решения.

Несколько основных принципов моей теории привилегий и необходимостей:
·      Не сюсюкайтесь с ребенком. Используйте ту же манеру разговора с детьми, что и со взрослыми. Разумеется, темы разговора выбираются от возраста, знаний и интересов ребенка.
·      Метод обучения и ведения разговора  с детьми, основанный «вопросом на вопрос».
Мой сын года в 4 спросил меня, что такое с.е.к.с.
-       Первым делом я задала ему вопрос (чтобы собраться с мыслями): «Ты хочешь узнать, что такое с.е.к.с?»
-       Потом я спросила его: «А что ты знаешь и что хотел бы узнать?»
Его ответ заставил меня улыбнуться.
            -  «С.е.к.с. - это для взрослых? Это правда?»
-       «Да, это правда,» выдохнула я с облегчением. Он улыбнулся мне в ответ и пошел играть в свое любимое лего.

Не стоит перегружать ребенка информацией, только потому, что Вы с колокольни Вашего опыта, знаний и возраста думаете, что именно это он и хочет знать.  Спросите у него конкретно, а что действительно он знать хочет и честно ответьте. Запретных или стыдных тем и вопросов нет, есть только умолченные. Всегда найдется другой человек, готовый ответить на вопрос вашего ребенка, но так, как считает нужным он, а не Вы.

·      Наличие железной руки. Да, я считаю, что дисциплина и границы дозволенного для ребенка необходимо очерчивать с рождения. К примеру, не перебивать в разговоре, не показывать пальцем, мыть руки или делать уроки. Поверьте, часто дети устраивают истерики не потому, что они что-то хотят, а потому, что не могут понять, что же от них хотят взрослые. Постепенно расширяйте границы ответственности и дозволенного.

·      Знайте интересы ребенка, друзей и врагов, разговаривайте и слушайте, искренне, с самого раннего детства его болтовню о машинках или о рыбках. Помните, что, отмахнувшись от детского лепета маленького человечка, вы можете никогда не услышать бас Вашего подростка, делящегося с Вами своими проблемами.

·      Право ребенка делать выбор. Да, ребенок может делать выбор. И границы самостоятельности и права принятия решений расширяются с возрастом.

·      Не надо врать, даже по мелочам. Единожды, дважды, трижды соврав, Вы теряете доверие ребенка.

·      Верьте и доверяйте своему ребенку. Бывают разные ситуации, но при любом конфликте изначально принимайте его сторону. Разумеется, ребенок должен знать, что Вы, приняв его сторону, имеете право на расследование ситуации и конфликта. Ваше мнение о ситуации может измениться, но Вы не будете сразу на него кричать, только потому, что Марьиванна на него Вам пожаловалась.

·      Хвалите по делу и искренне. У маленьких человечков и достижения маленькие, будь то навыки завязывания шнурков или пьеска на пианино. У больших же свои достижения. Но всем нашим детям без исключения нужны похвалы и наше внимание.

·      Никогда не ругайте ребенка на людях, даже если он плохо, отвратно себя вел. Оставьте и комплименты, и разборки до дома. Похвалите за конкретные достижения и расспросите, в чем была проблема плохого поведения. Сделайте вместе выводы на будущее. И обязательно перед следующим выходом в свет обговорите правила поведения. Проанализируйте после мероприятия, как оно прошло.

·      Последнее и самое главное: изучайте вашего ребенка, проявляйте к нему искренний интерес, общайтесь с ним и любите его просто за то, что он ВАШ ребенок.

Разумеется,  в каждой семье есть свой список необходимостей и привилегий. Напишите в комментариях, какой он у Вас?
Моя теория работает уже почти десяток лет, попробуйте и Вы, а потом напишите, что у Вас получилось!

2 комментария:

  1. Паня, я удовольствием прочитала статью, очень полезна и познавательна для родителей! Спасибо, что делитесь знаниями и личным опытом

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ирина, за ваш комментарий.

    ОтветитьУдалить